Даниил Козлов, директор по развитию бизнеса GVA LaunchGurus, посетил крупнейшую конференцию iBRIDGE Berlin «Высокотехнологичное предпринимательство в Иране. Новые возможности и вызовы». Там он пообщался с крупнейшими инвесторами и предпринимателями Европы, Америки и Ирана и написал колонку о том, чем иранский рынок похож на российский и какие он даёт возможности стартапам.
Особенности стартап-рынка в Иране
Стартап-индустрия в Иране отстает от российской на 8-10 лет. Но уже появились первые крупные компании в сферах видеоконтента Aparat), ecommerce (Digikala), социальные сети (Cloob.com), сайты для бронирования отелей и путешествий (zoraq.com), платёжные системы (Paypaad).
Рынок открывает потрясающие возможности. В стране 80 миллионов человек и ещё столько же в соседних странах, которые могут пользоваться продуктами и услугами иранских стартапов.
Иран во многом похож на Россию 10 лет назад:
- много талантливых ИТ-инженеров и программистов, которые выходят из нескольких ведущих вузов;
- мало людей с предпринимательским опытом, опытом коммерциализации инновационных продуктов;
- пока мало инкубаторов и акселераторов;
- есть один большой государственный фонд по поддержке стартап-индустрии — как наш РВК;
- есть порядка десяти частных фондов, но реально активно инвестирует пока один (Sarava);
- недавно открылся Plug and Play;
- мало ангелов;
- инвестору юридически сложно защищаться при структурировании сделки, нет юридических механизмов для создания опционов, конвертируемых займов, и так далее.
Я рассказывал иранцам об акселерационных программах, которые мы делаем в России, опыте GenerationS, организованном РВК. Рассказывал о том, что в этом году мы запускаем в рамках GenerationS масштабный онлайн-акселератор, который объединит на одной платформе полторы тысячи стартапов со всего СНГ и несколько сотен экспертов. Иранцы были впечатлены и взяли на заметку, у них ничего подобного пока нет.
Интересно, что у иранцев есть деньги. Есть иранские венчурные инвесторы, которые находятся за пределами страны и уже начали инвестировать в иранский рынок. Локальные фонды тоже набирают силу и пытаются понять, как им начать более активно инвестировать, где брать проекты, с кем партнёриться.
При этом к рынку уже
проявили интерес ведущие мировые акселераторы и фонды такие как фонд Plug and Play и фонд 500 Startups.
Тренды и тенденции по проектам
Пока доминируют ИТ, приложения и интернет. Есть медийные стартапы. Достаточно быстро растёт
Hamgardi (аналог Yelp), у него сейчас 3 миллиона уникальных посещений в месяц.
В b2b популярны Bar X, который занимается оптимизацией логистики, Shooka, организующий видеосервисные центры для больших компаний, и некоторые другие. Есть проекты, нацеленные на женскую аудиторию: BanooYar помогает женщинам вести здоровый образ жизни, MamanPaz дает тысячам женщин возможность ежедневно готовить и продавать обеды мужчинам, которые хотят домашней еды.
Инвестиционный климат и открытость рынка
Есть один активный фонд
Sarava, который инвестировал в некоторые самые успешные проекты (Digikala, Café Bazaar). Частники почти не инвестируют в стартапы, но начинают интересоваться. Есть местные венчурные фонды, которые становятся более активными — Griffon Capital, Middle East Bank, PSIG Venture Capital и другие. Но пока особо развитого инвестиционного климата нет. И зарубежных денег в венчурной индустрии тоже мало. Если санкции отменят, я полагаю, они там быстро появятся.
Многие эксперты говорят, что санкции скоро отменят и Иран «откроется» миру для взаимодействия. Сами иранцы настроены положительно, местные инвесторы и стартаперы очень открыты, все свободно говорят по-английски. Они показали в Берлине 40 стартапов, многие из которых уже зарабатывают сотни тысяч долларов в год: Digikala — ведущий e-commerce, Café Bazaar — местный вариант Google App Store (в Иране нет самого Google), Hamgardi (вариант Yelp). Стартапы ищут инвестиции и выходы на другие рынки.
Иранцы готовы работать с Россией, запускать совместные проекты, инвестировать. Местные инвесторы готовы рассматривать российские стартапы, которые имеют возможность стать успешными на иранском рынке.
Кому может быть интересен рынок в Иране и чем
- Стартапам из России, которые ищут рынки похожие на наш для расширения своего присутствия. На иранском рынке мало конкурентов там, где в России конкурентов уже хватает — дэйтинг-сайты, ecommerce, социальные приложения, игры, логистические решения, решения для общепита и туризма, такси, решения для бизнеса типа CRM. Очень много свободных ниш.
- Инвесторам — есть неплохие проекты с достаточно сильными командами, и практически во всех случаях рынок ещё свободный. Но инвестировать придется через сложные схемы, так как законодательство в этой сфере не развито, а это значит, что для инвестора защитить свои инвестиции в рамках иранского законодательства непросто.
- Профессионалам, которые могут поделиться компетенциями с иранскими коллегами, экспертами или готовы к совместной проектной работе.
Иранский рынок переходит в стадию бурного роста и будет очень быстро меняться в следующие два-три года. За всеми этими изменениями лучше активно следить — будет открываться большое количество возможностей.
Чтобы написать колонку для AD, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
About the author