WhatsApp отчитался о новых рекордах — в месяц мессенджером пользуются 700 миллионов человек, которые ежедневно отправляют по 30 миллиардов сообщений. Для сравнения, мировая система SMS — это примерно 20 миллиардов сообщений в день. Аналитик и партнёр фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс рассуждает, как дальше будет развиваться рынок мессенджеров.
Когда Facebook в прошлом году купил WhatsApp, Брайан
писал, чтосмартфон — это социальная платформа, и в мобильной среде нет «абсолютных победителей». Он выделял четыре главных аспекта:
- У мобильных приложений есть доступ к адресной книге, а значит, им не нужно заново выстраивать социальный граф;
- Они имеют прямой доступ к фотогалерее, в то время, как неудобно загружать фото на сайты;
- Приложения могут использовать push-уведомления, а не целиком полагаться на электронную почту и то, что люди будут без конца проверять ленту;
- Самое главное, каждое приложение получает иконку на рабочем столе.
Теперь Эванс задаётся двумя вопросами — как много из мессенджеров останутся на рынке и как много из них перерастут простую переписку.
Как много мессенджеров останутся на рынке
WhatsApp вышел далеко за пределы США и Азии. В США есть Facebook Messenger, Kik, Snapchat, и даже Instagram борется за своё место. В Восточной Азии есть Line и WeChat и, возможно, другие конкуренты (и WeChat серьёзно впереди в Китае). Facebook Messenger также присутствует по всему миру. Эванс считает, что точно оценивать присутствие мессенджеров невозможно — кто-то даёт практически бесполезные данные о количестве регистраций, кто-то о месячной аудитории. По словам аналитика, гораздо понятнее была бы информация о часовой аудитории мессенджера.
Эванс отмечает, что iMessage — это «тёмная материя». Сейчас в мире используется больше 400 миллионов iPhone, но неизвестно, какая точно аудитория у этой системы связи.
Эванс считает, что возможно здесь и не нужно выбирать победителя — люди используют разные приложения для разных целей. WhatsApp может использоваться для переписки, но Instagram точно не для этого. Кроме того, смартфон идёт с тремя социальными платформами «из коробки» — голосовой связью, SMS и email, и мы используем их все. «Неужели ты собираешься добавить ещё только одно?», — спрашивает Эванс. В Великобритании и Индии что-то может заменить WhatsApp как текстовый чат, но скорее всего будет больше таких приложений, как Snapchat, которые получат время пользователей, делая что-то другое.
По его словам, последние инновации сделаны в поведении и психологии, а не в технологиях — примером тому Snapchat, Secret или Yik Yak. Эванс ожидает, что голосовая связь также станет направлением для инноваций.
Как много мессенджеров станут чем-то большим
Эванс считает, что у мессенджеров есть потенциал стать чем-то большим, чем просто коммуникацией людей. API и модель один-многим могут превратить сообщения и чаты в программное обеспечение (тоже самое происходит с пуш-уведомлениями).
В Китае то, что в Европе или США было бы отдельным приложением, — это встроенные функции. «Я скорее подозреваю, что Facebook подумывает о подобном для Messenger, сомневаюсь, что Дэвиду Маркусу (вице-президент Facebook — прим. ред.) понравилось добавление стикеров, — утверждает Эванс, — По иронии судьбы, у WhatsApp, самого большого из мессенджеров, меньше всего элементов платформы».
По словам Эванса, модели WeChat, Line и, возможно, Kakao более инновационны — и поэтому выигрывают на слабостях Facebook и Google на своих домашних рынках. Они служат той же цели, что и Facebook, но иначе. «Великий китайский файерволл выступает своего рода нелётной зоной для некоторых инноваций», — отмечает аналитик.
Эванс считает, что проблема здесь глубже — модель взаимодействия со смартфонами нестабильна. «Мы действительно не знаем, что будет значить “найти”, “открыть” и “установить” “приложение” в ближайшие несколько лет», — считает Эванс.
About the author