Интернет-предприниматель Антон Носик на своей странице в LiveJournal опубликовал заметку о том, насколько навязчивыми становятся интернет-сервисы в своем стремлении угодить пользователю — закрывая глаза на пользовательские настройки и установки приватности.
Вообще-то я парень по жизни очень мирный и терпеливый, особенно когда речь идёт о компьютерных программах, онлайн-сервисах и глюках их функционирования. Но некоторые вещи меня реально бесят. Например, медвежья навязчивость поведенческого таргетинга, отменяющего любые пользовательские настройки в пользу догадок. Особенно когда такой хернёй страдает крупнейший в мире справочно-информационный сервис. Взгляните на этот скриншот:
Видите, там встроена по API карта Google? И она зачем-то транслитерирует все венецианские названия в кривую автоматизированную кириллицу. Качество этой транслитерации — по ту сторону добра и зла. Площадь Св. Марка у них «Санкт Марко», Dorsoduro — почему-то «Дорсудоро», вокзал Санта-Лючия — «Венеция Занта Лусия». Но я не про качество автоматического перевода имён собственных, оно другим и не бывает. Вопрос в другом.
Сайт TurismoVenezia, куда встроен виджет с картой Google, мою национальность ни по каким признакам угадать не пытается. Он просто предлагает выбрать язык самостоятельно. Так что подсовывание русской карты — это самодеятельность Google. И я понятия не имею, на чём она основывается. Зато я совершенно точно знаю, на чём она не основывается.
IP у меня тут итальянский. Язык операционной системы — английский. Язык браузера — английский. Внутри моего гугловского аккаунта есть настройки интерфейса, там тоже выбран английский язык для всех сервисов.
Но все эти явные и неявные вводные Google с презрением отбрасывает. И опирается в общении со мной на какие-то свои секретные агентурные сведения обо мне — на мою поисковую историю, долгосрочные данные слежки за геолокацией, язык почтовой переписки, Yahoo его знает на что. Я не против того, чтобы Google эти данные собирал. Но я категорически против того, чтобы он на их основании навязывал мне медвежий сервис локализации, зачеркнув все мои настройки.
К сожалению, Google — не первый и не последний, кто так делает. У некоторых ещё круче это «бюро медвежьих услуг» устроено.
Например, я пять лет пользуюсь сервисом Booking.com. То есть являюсь зарегистированным абонентом системы, у них есть все мои анкетные данные, даже номер кредитки зашит, чтобы каждый раз не вводить его заново. Там выбран и язык интерфейса, и валюта платежей. Все мои мобильные устройства залогинены в Booking.com по умолчанию.
Но однажды, несколько месяцев назад, сидя в Венеции, я имел неосторожность заказать через Booking.com гостиницу в Иерусалиме. Не для себя, разумеется (мне там есть, у кого остановиться, слава Богу), а для мамы, которая туда ехала отдохнуть и попросила помочь с бронированием, благо для меня это три клика, а для неё — сложный и муторный процесс.
Мама даже не знает, что я использовал Booking.com, она просто получила по почте ваучер гостиницы и по нему заселилась. Но Booking.com как раз внедрил в тот момент новый и особо умный способ слежки за пользователями через сопоставление IP-адреса с типом заказа.
И вот уже несколько месяцев, не реже раза в неделю, мне от Booking.com приходит спам на итальянском языке с предложением всех мыслимых скидок и акций по иерусалимским гостиницам.
Он приходит ровно на тот самый почтовый адрес, который к тому моменту уже четыре года как был зарегистрирован у них в системе, через который и до, и после этого раза бронировались отели в Европе, Америке, Азии, даже в России иногда. На адрес того самого аккаунта, где прямо указано: спам и рекламу, сволочи, не слать. Поэтому по следам всех остальных бронирований я и не получаю никаких зазывалок. А тот злополучный один раз, когда я для заказа из Венеции воспользовался вместо мобильного приложения вебом, они мне не забудут и не простят. Хоть им кол на голове теши. Потому что это было через веб, и совпало с введением какого-то особенно умного алгоритма подбора мишеней для спама.
Вам может показаться, что я пишу о каких-то мелких мелочах, и о смешных неполадках, решаемых письмами в саппорт. Но, к сожалению, эти глупые мелочи — не баги, а часть общемирового тренда по внедрению навязчивых сервисов. Тренда совершенно сознательного, основанного на твёрдом представлении стратегов отрасли, что пользователь — идиот. Что он не знает, на каком языке с ним система должна разговаривать, и какие сервисы предлагать. Поэтому единственный способ всё это вычислить — подглядывать за ним, рыться в его кэше, анализировать IP и GPS-данные. Но, упаси Боже, не заглядывать в те настройки, где он уже указал, кто он, откуда, и чего хочет от сервиса.
И чем дальше, тем этого становится больше.
About the author