Чего не хватает России для создания рынка по воздушной доставке дронами | Цифровой журнал | about digital

Предприниматель Олег Панфилёнок, выпускник МФТИ и гендиректор компании CopterExpress, осуществившей первую коммерческую доставку пиццы дроном и столкнувшейся из-за этого с несколькими штрафами, по просьбе рассказал историю своего стартапа . По мнению Олега, если оперативно легализовать использование небольших дронов, Россия сможет быстро стать мировым лидером коммерческой доставки по воздуху при помощи беспилотников.

Идея доставки дронами появилась у меня в самом начале 2013 года. Признаюсь, до этого мне не приходилось работать с коптерами: я никогда не являлся владельцем дрона и даже плохо представлял их технические характеристики. Но я настолько загорелся этой идеей, что буквально за три-четыре дня изучил кучу статей по квадрокоптерам в интернете и запустил сайт copterexpress.ru, чтобы проверить, захочет ли кто-либо заказать доставку по воздуху или нет. 

Я тогда не знал ни о каких других проектах по доставки дронами и ждал хотя бы одного предзаказа. В итоге мой телефон разорвался от звонков, а сайт за три дня посетило боле 50 тысяч человек.

Для людей, которые мне звонили и оставляли предзаказы, CopterExpress стал воплощением мечты о будущем, в котором посылки сами летят по воздуху от магазина к покупателю. Когда я понял, что люди действительно хотят использовать дроны-доставщики, я стал искать инвестиции, но в итоге меня сам нашел бизнес-ангел, который дал в долг небольшую, но очень нужную для запуска проекта сумму денег, став миноритарным дольщиком нашей компании. 

Поначалу я загорелся идеей построить большой и мощный коптер, который смог бы доставлять грузы на большое расстояние. Это было моей первой ошибкой. Мы закупили много разных больших моторов и пропеллеров для тестирования, начали работать и быстро разочаровались в идее большого аппарата. Он оказался попросту слишком дорогим, и мы потратили почти все деньги только на тестирование винтомоторной группы. На остаток денег мы купили китайский гексакоптер RCT F800 и поняли, что аппарата даже такого размера хватит для старта доставок по воздуху. Купленный гексакоптер мы быстро разбили, окончательно потратив все деньги инвестора. Шёл май 2013 года. Однако толчок для развития компании был дан, команда была уже собрана, и мы не могли отступать. 

Дальше я инвестировал в проект исключительно свои деньги, но уже делал это с умом, используя полученный опыт. Все лето 2013-го мы летали на небольших коптерах, учились пилотировать, тестировали полетные контроллеры, различную электроннику. Без падений по началу не обошлось: их было много по совершенно разным причинам, которые мы записывали, анализировали и исправляли. К осени мы получили кучу опыта и уже могли называть себя неплохими специалистами по мультироторным системам. Наши аппараты стали стабильно летать, мы осуществляли первые заказы на сборку, а в декабре мы даже спроектировали и собрали октокоптер по заказу МВД Тюмени, который успешно летает до сих пор, патрулирует дороги и уже не раз помог найти заблудившихся в лесах людей с помощью тепловизора, установленного на дрон.

Тогда же, в декабре 2013-го, я заочно познакомился с Фёдором Овчинниковым, директором «ДодоПиццы». Мы договорились о запуске доставки пиццы с помощью дронов в Сыктывкаре. С января 2014 года началась разработка специального термокейса для перевозки пиццы со спускаемым модулем и наши поездки в Сыктывкар. Мы серьезно подошли к проекту: оборудовали в Сыктывкаре станцию управления полётами, установили антенны на крышу соседней девятиэтажки, проложили сотни метров кабелей, обеспечили устойчивую радиосвязь с нашим коптером на территории всего города. Не всё сразу шло гладко: было много ночных тестовых полетов на квадрокоптере-разведчике, а запуск доставки пиццы мы откладывали два раза. 

В итоге, полностью проверив все системы и дублирующие узлы, мы запустили доставку пиццы по воздуху 21 июня 2014 года и ровно месяц проработали по контракту с пиццерией. Мы осуществляли доставки по ограниченному количеству адресов, но зато летали практически каждый день. Делали даже прямые интернет-трансляции наших полетов. До сих пор это остается единственным случаем в мире, когда кому-то удалось развернуть такую регулярную доставку пиццы по воздуху. 

О нас написали более трёх тысяч СМИ по всему миру, а японское центральное телевидение даже сделало прямую трансляцию нашей доставки в Токио.

Но после месяца успешной работы проект пришлось приостановить по экономической причине. К сожалению, на текущей момент доставка пиццы дроном обходится примерно в пять раз дороже, чем обычным пешим курьером. Да, быстрее, точнее, прикольнее, инновационнее, но дороже. Поэтому сейчас мы предлагаем работающую доставку коптерами по ценам на нашем сайте и параллельно активно работаем над модернизацией технологии и снижением этих цен.

На сегодняшний день мы считаем себя одной из самых компетентных и быстроразвивающихся команд по беспилотным летательным системам в России. Помимо доставки дронами мы также организуем обучающие курсы по сборке и полётам на квадрокоптерах, предоставляем услуги аэросъёмки и аэрорекламы. На выставках летают наши коптеры-промоутеры, мы проектируем и собираем БПЛА (беспилотные летательные аппараты) на заказ, а ещё у нас работает интернет-магазин мультикоптеров и комплектующих к ним — пожалуй, с самыми низкими ценами в Москве.

Как нужно регулировать полёты БПЛА

Вопрос регулирования полётов дронов назрел давно. Я хочу оказать помощь в доработке правового поля, чтобы использование дронов в России стало возможным официально. Сейчас во всех развитых странах идет проработка законодательной базы для полетов БПЛА. Россия пока отстаёт, но если сейчас законодатели обратят своё внимание на этот вопрос, то у нашей страны есть все шансы оказаться в лидерах по развитию самой инновационной области авиации и робототехники.

Я предлагаю выделить класс «мини-БПЛА» — дронов массой от 3 до 30 килограмм. Аппаратами именно этого класса сейчас осуществляются практически все коммерческие услуги по аэросъёмке, видеонаблюдению с воздуха и доставке грузов. Эти мини-БПЛА предоставляют угрозу в первую очередь для наземных объектов, поэтому я предлагаю определить требования по их страхованию и регистрации полётов. Аппараты с массой менее 3 килограмм являются игрушками и не представляют серьёзной опасности для воздушных и наземных объектов.

Именно так, всего 2 требования:

1. Ущерб третьих лиц от мини-БПЛА должен быть застрахован;

2. О каждом полёте (или группе последовательных полетов) мини-БПЛА должно поступить уведомление.

Страховать БПЛА должны коммерческие страховые компании. Они же должны определять технические требования для БПЛА, производить их осмотр на предмет соответствия этим требованиям, определять регламент предполётной подготовки и планового технического осмотра, устанавливать требования для подготовки пилотов. Это должны делать коммерческие страховые компании, так как дроны новой конструкции (с использованием новых материалов и электроники) появляются каждый год, а значит требования к этим аппаратам должны корректироваться очень быстро — существенно быстрее, чем это может делать государство. 

Страховые компании должны самостоятельно вести статистику всех взлётов и падений, причинённого ущерба и на основании этих данных устанавливать тарифы на различные страховые пакеты. Да, в начале стоимость такой страховки может кусаться, но очень скоро, по мере появления новых страховых компаний, развития рынка, уточнения требований и наработки статистики, эти цены снизятся до комфортного для всех уровня. Если какая-либо компания для своего бизнеса сочтёт услуги таких страховщиков слишком дорогими, пусть сама становится страховым агентом и самостоятельно компенсирует весь причиненный ущерб от её БПЛА.

Информацию о запусках своих застрахованных мини-БПЛА пилоты должны передавать через интернет или мобильное приложение за 10 минут до взлёта. Информационная система, через которую подается эта информация, должна быть глобальной и сама определять разрешённые зоны для полёта на основе общей информации о полётах самолётов, других БПЛА и запретных зонах. То есть мобильное приложение на карте должно помечать свободные территории и эшелоны для полета в требуемое время и запрещать подачу заявки на полёт, если по этому же маршруту в это же время следует другое воздушное судно. 

Заявку на полёт может подать только пилот для своего застрахованного аппарата, а страховые компании будут использовать эту информацию для расчёта страховых тарифов, взимая плату за каждый вылет. Например, аналог ОСАГО при полёте над чистым полем может ничего не стоить, а в центре крупного мегаполиса с плотной застройкой составлять уже существенные деньги. 

Если кто-то считает, что это слишком сложно, что страховые компании не будут этим заниматься, то да, традиционные, возможно и не будут, но появятся новые. Например, мы, ООО «Коптер Экспресс», готовы стать первой компанией, которая будет страховать полёты мини-БПЛА по описанной выше схеме.

About the author

Оцените статью