Директор по маркетингу LINE: Об истории мессенджера, российском рынке и внутренней культуре | Цифровой журнал | about digital

AD пообщался с Дзюн Масуда, директором по стратегии и маркетингу японской корпорации LINE, об истории появлении мессенджера, особенностях российского рынка и методах работы команды сервиса.

#самизнаетекакиекнопки

Про появление LINE

История LINE началась с конца 2010 года, когда три сотрудника японской корпорации NAVER (прежнее название корпорации LINE), обнаружили тенденцию увеличения мобильности пользователей и их постепенный отказ от сотовых телефонов и переход на смартфоны. Новое приложение создавалось прежде всего с целью удовлетворить потребности пользователей в «универсальном» общении. Исходя из этого мы решили сфокусироваться именно на рынке смартфонов и начали работать над созданием мессенджера LINE.

Другим событием, которое повлияло на создание мессенджера, было сильнейшее землетрясение Tohoku, которое вызвало трагическую катастрофу на атомной электростанции Фукусима. Стихийное бедствие нарушило традиционные способы коммуникации. Сотовая связь, включая звонки и SMS-сообщения, была не доступна, и мы не могли связаться со своими родственниками, друзьями и коллегами на протяжении нескольких часов.
С другой стороны, у наших коллег, которые использовали услуги VoIP, не было никаких проблем.

После землетрясения мы вместе с господином Чун Хо Сином (сейчас — исполнительный директор LINE) расширили существующую задачу и стратегию по созданию нового приложения, обозначив в качестве цели «создание мессенджера для общения с членами семьи и близкими друзьями». Мы решили разработать такой сервис, который позволил бы людям оставаться на связи друг с другом даже в чрезвычайных ситуациях. Только после этого количество участников проекта возросло, и спустя полтора месяца после землетрясения был запущен LINE.

Приложение LINE вышло на рынок 23 июня 2011 года.

Про первую версию LINE

Изначально в мессенджере LINE была доступна лишь функция передачи сообщений. Но мы считали, что японская культура общения при помощи Emoji и почты Deco может стать очень актуальной и в эпоху смартфонов. Именно поэтому наш мессенджер стал первым сервисом, который предложил своим подписчикам использовать стикеры вместо слов.

Первый набор был выпущен в октябре 2011 года и сразу получил позитивный отклик среди пользователей в в Азии, Латинской Америки и Испании, которым очень понравились забавные персонажи, выражающие различные эмоции.

Большое внимание мы уделили процессу создания стикеров, которые выражали бы разные эмоции, а не представляли собой исключительно изображения забавных персонажей. Мы приняли смелое решение нарисовать наших персонажей с всевозможными выражениями лиц, чтобы они смогли передать широкий спектр эмоций пользователей. Стикеры взяли на себя функцию «языка тела», выразив сложные эмоции в одной картинке.

Веселые картинки успели стать быстрой и веселой альтернативой отправке текстовых сообщений и постепенно проникают в самые разные аспекты нашей жизни. Кроме мессенджеров стикеры стали доступны и в популярных социальных сетях, например, Facebook.

Про развитие мессенджеров

Что касается глобальных трендов в области мессенджеров, мне бы хотелось выделить несколько основных тенденций, которые будут доминировать в ближайшие годы.
Во-первых, произойдет переход от текстовых форм коммуникации к мультимедийным. Сейчас вместо SMS или простых текстовых сообщений в мессенджерах первого поколения мы все чаще отправляем разные фотографии, видео, стикеры, голосовые сообщения и многое другое.

Во-вторых, мессенджеры приходят на смену социальным сетям, так как всё больше пользователей предпочитают делиться своими новостями только в узком кругу друзей и близких.

В-третьих, в основе современного общения лежит передача эмоций, а не данных. Здесь я хотел бы особо выделить растущую тенденцию использования стикеров.

Возможно, в будущем стикеры смогут стать универсальным языком общения. Вне зависимости от своей национальности и уровня грамотности каждый при помощи стикеров сможет поделиться своими мыслями и чувствами с одним или несколькими собеседниками из разных стран.

В-четвертых, мессенджеры становятся центром современного мобильного мира, ведущую роль в котором играют смартфоны. Все задачи повседневной жизни могут быть выполнены при помощи мессенджеров: от общения и развлечений, купли или продажи товаров или услуг до управления различными устройствами. Данные тренды как раз и служат как раз и служит объяснением приобретений интернет-гигантов, в частности, покупки мессенджера
WhatsApp американским Facebook и мессенджера Viber японской компанией Rakuten.

Мессенджеры не останутся лишь инструментами общения, они будут развиваться и расти дальше. У LINE уже сегодня есть несколько сервисов (платформ), работающих на базе основного приложения. Например, приложения для электронной коммерции, LINE Mall (доступно в Японии), электронные версии комиксов, LINE Manga (доступно в Японии), и собственный игровой портал LINE GAME.

Про цифры

Количество активных пользователей LINE, которые заходят в свой аккаунт не реже одного раза в месяц, составляет около 181 млн человек. Более 92 млн из них проживают в Японии, Тайване и Таиланде. На сегодняшний день в 13 странах мира аудитория мессенджера превышает 10 млн пользователей. В их числе Турция (10 млн), США (25 млн) и Индия (30 млн).

В четвертом квартале 2014 года выручка корпорации от основного бизнеса — мессенджера LINE — достигла 26,1 млрд йен (14,4 млрд долларов — ред.), что на 78% превышает аналогичный показатель 2013 года. Что касается игровых приложений, стоит отметить успешное развитие LINE Rangers, LINE Get Rich и LINE: Disney TsumTsum. Суммарно игры семейства LINE, по данным на 15 ноября 2014 года, были скачены более 470 млн раз.

Продажи стикеров также продемонстрировали уверенный рост, во многом благодаря платформе LINE Creators Market, которая позволяет пользователям по всему миру создавать и продавать свои собственные стикеры. По данным на ноябрь 2014 года, около 270 тысяч авторов из 145 стран создали более 23 тысяч наборов стикеров.

Ежедневно пользователи LINE отправляют и получают более 1,8 млрд стикеров.

Про российский рынок

Российский рынок мобильных технологий динамично развивается, показывая высокий спрос на доступные мобильные решения (смартфоны средней ценовой категории, бесплатные IP-звонки и сообщения) параллельно тому, как сеть проникает в отдаленные регионы страны.

Пока мы сосредоточили внимание на крупных городах, в основном на Москве. Мы проводили интервью с пользователями, по итогам которых выяснилось, что наша целевая аудитория в России делится на несколько ключевых групп. Например, многим российским пользователям зачастую проще сделать звонок, чем писать сообщение. По крайней мере, это касается жителей регионов. Жители крупных городов, где покрытие сети и качество связи выше, могут позвонить или отправить сообщение через мессенджер.

Конечно, каждая страна имеет свою специфику, но в то же время современный мир становится все более глобализированным, и влияние культурных особенностей постепенно уменьшается.
Что касается мессенджеров, особенностью российского рынка является средний уровень развития технологий. По сравнению с Японией, где большая часть населения пользуется смартфонами и имеет доступ к высокоскоростному интернету, доля смартфонов на рынке сотовых аппаратов России составляет всего 39% (источник: IDC), и скорость передачи данных требует значительного улучшения.

Про работу команды Line

Штаб-квартира корпорации располагается в Токио, район Сибуя, а штат в настоящее время насчитывает 790 сотрудников, включая разработчиков, дизайнеров, маркетологов и другой персонал. У нас уникальная корпоративная культура. Я приведу несколько ключевых примеров.

Рынок постоянно меняется, и самое важное — прочувствовать эти изменения, думать и действовать так, чтобы вовремя на них отреагировать. Наш образ мышления и стиль работы должен меняться параллельно рыночным трансформациям.
Во-первых, мы никогда не прописывали бизнес-план более чем на три месяца вперед. Опять же — рынок быстро меняется, и мы не видим смысла в долгосрочном планировании, к примеру, на год. Напротив, мы фокусируем все наше внимание на текущих проектах, а затем оцениваем и анализируем реакцию пользователей в каждом конкретном регионе.

Количество пользователей сервиса в той или иной стране, публикации в СМИ, заметки в социальных сетях — всем этим мы ежедневно делимся со своими сотрудниками. Развитие существующих, как и создание новых сервисов вплотную зависит от этих данных. Более того, каждая проектная команда проводит отдельные исследования, чтобы грамотно локализовать продукты для того или иного рынка.

Во-вторых, мы устанавливаем довольно жесткие временные сроки и требования по качеству, чтобы как можно скорее вывести продукт на рынок. Уже после этого мы наблюдаем за реакцией пользователей и отлаживаем сервис с учетом их пожеланий.

И главное — чем меньше совещаний, тем быстрее продукт будет реализован. По этой причине вопросы дизайна, разработки и планирования решаются одновременно для каждого проекта. Команды сотрудников, отвечающие за свой сегмент работы, тесно сотрудничают и предлагают решения, чтобы максимально оперативно реализовать новые функции и улучшить имеющиеся.

В-третьих, в процессе разработки стратегии мы проводим всесторонний анализ данных, но когда мы находим какое-то одно подходящее решение, то мы полностью переключаемся на него. Как я уже говорил, мы делаем ставку на оперативность. Поэтому мы сообща пробиваемся к цели, когда видим, какой курс задан.

Для рабочей переписки и решения срочных вопросов мы используем собственный мессенджер. Скорость для нас – это все, так что общение через LINE куда эффективнее, чем написание email-ов.
С первого взгляда наша корпоративная культура может показаться необычной, но мы ей однозначно гордимся, ведь именно она помогла компании LINE стать тем, чем она является сегодня.

About the author

Оцените статью