Домашний аккумулятор Tesla и будущее производителя электрокаров: мнения журналистов и экспертов | Цифровой журнал | about digital

1 мая 2015 года Элон Маск — глава компании Tesla, специализирующейся на выпуске электромобилей — провёл презентацию, на которой представил новую разработку — аккумулятор, который может снабжать энергией частные дома и коммерческие предприятия.

AD разобрался, что это за устройство, каковы его перспективы на рынке, и собрал несколько мнений о том, какое будущее ждёт Tesla.

Аккумулятор Powerwall, который 1 мая анонсировал предприниматель, — батарея, которая сохраняет солнечную энергию и может стать резервным источником электроэнергии во время перебоев в электрической сети. Поставки аккумуляторов в Соединённых Штатах планируется начать уже летом 2015 года.

Сам Маск на выступлении отметил, что производство новых аккумуляторных батарей подобного типа «изменит всю структуру мировой энергетики». Устройство позволит потребителям временно или постоянно отключаться от электросети, а также электрифицировать удаленные районы.

Powerwall питается от солнечных батарей или любых других источников электроэнергии. Устройство представлено в двух вариантах — ёмкостью 10 кВт⋅ч (по цене $3,5 тысячи, подходит для создания запасов энергии) и 7 кВт⋅ч (за $3 тысячи, для ежедневного использования). По
словам издания BBC, средняя американская семья, проживающая в отдельном доме с тремя спальнями, в год потребляет 3200 кВт⋅час.

По
расчётам Wired, полностью зараженная батарея сможет обеспечить дом электричеством в среднем на 3-5 часов.

При установке аккумуляторов Tesla будет сотрудничать с компанией SolarCity, которая занимается производством и установкой солнечных батарей, председателем совета директоров и крупнейшим акционером которой также является Элон Маск. Позднее список партнёров будет расширен.

Как полагают эксперты Deutsche Bank, продажи новых стационарных аккумуляторных систем могут принести Tesla в целом до $4,5 млрд.

Евангелист сообщества
Geekettes Ана София Пинхо считает, что главное преимущество устройства, представленного Элоном Маском, в том, что теперь американцы смогут сократить вырубку лесов под строительство электростанций — так как фактически электростанция будет располагаться у них на крыше. «Маск показал людям, что они могут жить своей жизнью, нанося при этом меньший вред природе».

При этом большие компании также смогут использовать новые батареи от Tesla — специально для таких предприятий разработана версия Powerpack, которая представляет собой набор аккумуляторных блоков на 100 кВт⋅ч, которые можно объединить в систему на 10 МВт⋅ч и выше. Tesla утверждает, что система уже тестируется в американских компаниях Walmart и Cargill.

Как
отмечает издание Vox, идею Маска нельзя назвать инновационной — в мире существует огромное количество различных домашних батарей. Их проблема, по мнению Маска, заключается в том, что они «дорогие, ненадёжные и плохие во всех отношениях». Цель предпринимателя состоит скорее в том, чтобы популяризовать подобные аккумуляторы, сделав их дешевле.

По мнению редакции Vox, наиболее вероятно, что новыми батареями заинтересуются прежде всего те семьи и компании, на крышах домов которых уже установлены солнечные батареи. По словам самого Элона Маска, только в Калифорнии как минимум 300 частных домов оснащены системами SolarCity (это не считая коммерческие предприятия и дома, которые оснащены системами солнечных батарей от других компаний).

Кроме того, батареи будут особенно полезны на предприятиях, уязвимых к перебоям в электропитании — больницы, военные учреждения и так далее.

Ещё один вариант использования аккумулятора — включать его в то время суток, когда электроэнергия наиболее дорогая (в некоторых регионах в разное время суток цена на электричество отличается).

Накопление солнечной энергии также может повысить спрос и на солнечные батареи — раньше многие предпочитали не устанавливать их потому, что подобные батареи полезны лишь тогда, когда на улице солнце — и высок риск, что хозяев в это время не будет дома, и в целом потребность в электричестве днём меньше, чем вечером. Устройство, представленное Элоном Маском, позволяет накапливать энергию днём, а использовать её вечером.

Основной недостаток представленного аккумулятора, по мнению Vox, заключается в его стоимости. Установка и подключение батареи обойдётся покупателю в дополнительные $2-$3 тысячи — такое может себе позволить не каждая семья. Чтобы успешно вывести устройство на рынок, считает редакция Vox, Элону Маску придётся показать, что его приобретение действительно позволит сэкономить большое количество средств.

Предприниматель объяснил, что надеется существенно снизить цену устройства (приблизительно на 30%), когда будет завершено строительство нового завода Tesla в Неваде. Пока делать прогнозы о том, удастся ли Маску это сделать, рано,
говорит известный лектор и писатель Рамез Наам. Впрочем, Наам настроен оптимистично: он отмечает, что в течение последних 20 лет стоимость электроэнергии только падает, и нет оснований предполагать, что это падение остановится.

Будущее Tesla: Продаст ли Маск свою компанию

1. Продажа компании Google

В конце апреля 2015 года стало известно, что в 2013 году, когда Tesla переживала кризис, Элон Маск вёл переговоры со своим другом и генеральным директором Google Ларри Пейджем о продаже производителя электрокаров корпорации. По
подсчётам Bloomberg, стоимость сделки, если бы она состоялась, составила бы около $ 11 млрд.

Издание Quartz
считает, что подобный шаг стал бы хорошим решением для компании и Элона Маска. Впрочем, отмечает редакция, сделка и сейчас могла бы принести компании выгоду — по мнению Quartz, предпринимателю стоило бы задуматься о продаже Tesla Google.

В 2013 году Tesla была на грани банкротства — и Маск искал выход из сложившейся ситуации. По данным Bloomberg, Ларри Пейдж предложил выкупить компанию (рыночная стоимость Tesla тогда, по оценкам экспертов, составляла $6 млрд), и инвестировать в неё ещё $5 млрд — на дальнейшее развитие и ведение разработок. Сделка позволила бы Элону Маску и его компании остаться на рынке электрокаров.

Теперь, когда у Tesla есть средства, компании не требуется «спаситель» — однако продажа предприятия большой корпорации, отмечает Quartz, всё ещё имеет смысл. Стремление Элона Маска делать всё по-своему может сыграть с ним злую шутку — здесь, по мнению редакции, нужен опытный взгляд со стороны, который помог бы грамотно оценить риски.

«Элон Маск тратит большую часть своего времени на приготовление анонсов, которые нацелены лишь на то, чтобы повысить стоимость акций Tesla», — говорит журналист Quartz Стив Левайн.

Его твиты и записи в социальных сетях помогают Tesla повышать свою капитализацию, по стоимости компания уже обогнала Porsche. Автомобили от Tesla так же хороши, как автомобили от Porsche — разница между компаниями состоит лишь в том, что Tesla продаёт в год 31 тысячу машин, а Porsche — 190 тысяч.

(На момент написания материала капитализация Porsche составляет приблизительно $14,41 млрд, а Tesla — $28,57 млрд)

«Стандартный аргумент в пользу высокой стоимости акций Tesla заключается в том, что Tesla скорее технологическая, чем автомобильная компания», — считает Левайн. Однако, по мнению автора, руководители Google имеют гораздо больший опыт в управлении технологическими компаниями, чем Элон Маск — и, к тому же, не придают такой важности презентациям, анонсам и работе с прессой — так что они, вероятно, могли бы стать лучшими управленцами для Tesla.

Google видит себя масштабной компанией, которая при помощи технологий решает глобальные проблемы — так, корпорация планирует обеспечить интернетом наиболее отдалённые уголки земли с помощью дирижаблей Project Loon, запускает собственного оператора сотовой связи и ведёт разработку самоуправляемого автомобиля.

Project Loon

«И, возможно, ни одна из областей, в которых работет Google, не имеет большего потенциала, чем электрификация планеты». По мнению Левайна, объединение достижений Tesla и Google могло бы придать существенный толчок индустрии.

Кроме того, Элону Маску, считает Левайн, всё же нужны средства. Сейчас Tesla строит большой завод в Неваде, планирует открыть ещё один в Японии, а также, по слухам, готовит к выпуску автомобиль Tesla Model X. При этом, по словам самого предпринимателя, в прибыль компания выйдет не раньше 2020 года.

2. Продажа компании Apple

В феврале 2015 года предприниматель, один из инвесторов сервиса по заказу поездок Uber и бывший генеральный менеджер Netscape Джейсон Калаканис в своём блоге
предсказал скорую продажу Tesla ИТ-гиганту Apple. По его мнению, компания Тима Кука выкупит производителя электрокаров в течение 18 месяцев — за $75 млрд.

Как отмечает Калаканис, Элон Маск публично заявлял о том, что миссия Tesla будет выполнена, когда стартует продажа третьего поколения электромобилей. По расчётам инвестора, это случится не позднее 2018 года. Только после этого Маск, считает Джейсон Калаканис, задумается о продаже компании — и наиболее вероятным покупателем кажется Apple, а не Google.

Google не может соревноваться с Apple ни в статусности, ни в дизайне. Согласитесь, любой Apple Store выглядел бы чертовски сексуально с электрокаром посередине.

К тому же, по мнению Калаканиса, только Apple сможет не растерять всё то, чем долгое время занимался Элон Маск — так как соответствует уровню Tesla.

Сам Маск в январе 2015 года на одном из своих выступления
заметил, что планирует оставаться с Tesla до конца своей жизни.

Возможно, я уже не буду генеральным директором, но я навсегда останусь в Tesla. Могу сказать точно: генеральным директором я буду до тех пор, пока не запущено массовое производство третьего поколения электрокаров.

About the author

Оцените статью