В конце апреля стало известно, что музыкальное стриминговое приложение Tidal, с помпой запущенное рэпером Jay-Z и его друзьями — популярными музыкантами, — провалилось: посещаемость упала в тысячу раз, а штат компании пришлось сократить.
Обозреватель AD Сергей Козловский разобрался, в чём причины низкой популярности сервиса и почему его создатели выбрали неправильное позиционирование.
Сервис потокового воспроизведения музыки Tidal был запущен в октябре 2014 года в США и Великобритании скандинавской компанией Aspiro. В качестве его отличительной особенности сразу же начали продвигать высокое качество музыки (формат Free Lossless Audio Codec — FLAC). Аудио формата lossless имеет битрейт 1411 Кбит/с, подписка Tidal с таким форматом стоит $20 в месяц.
Для сравнения, раскрученный сервис Spotify (более 60 миллионов подписчиков) предлагает максимум 320 Кбит/с за $10 в месяц, менее популярный Deezer (шесть миллионов подписчиков) к тому времени уже запустил формат lossless также за $20 в месяц. И у Spotify, и у Deezer есть бесплатная версия с рекламой, у Tidal — только платная подписка.
Что касается фонотеки, то у Spotify есть более 30 миллионов песен для 58 стран, Deezer доступен в 180 странах с 35 миллионами песен. Tidal располагает фонотекой в 25 миллионов песен, но менеджеры заявляли после запуска, что музыка — это только часть сервиса. В компании отмечали, что пользователи получают доступ к 75 тысячам видеозаписей, а также к текстам — статьям и интервью.
Tidal после запуска получил одобрительные отзывы. Основным недостатком сервиса сочли отсутствие бесплатной подписки, но критики сошлись во мнении, что меломанам придется по душе формат lossless, и за него стоит заплатить.
Сделка Jay-Z
В январе компания Project Panther Bidco американского рэппера Jay-Z предложила за Aspiro $56 млн. Сделка состоялась, и в конце марта сервис перезапустили. В церемонии, посвященной перезапуску, участвовали 16 известных музыкантов: сам Jay-Z, Канье Уэст, Рианна, Мадонна и другие. Все они, как оказалось, являются совладельцами.
Этот факт решили сделать главной «фишкой» — сервис, мол, принадлежит не жадным корпорациям, а самим музыкантам. Еще одной отличительной особенностью Tidal, как считают совладельцы, являются более высокие выплаты музыкантам. Spotify платит обладателям прав на музыку 70% дохода, Tidal обещает 75%.
Пока не заметно, есть ли причина переходить на стриминговый сервис от Jay-Z и друзей. Владельцы Tidal считают, что этой причиной должны стать эксклюзивы. Например, новая песня Рианны «Bitch Better Have My Money» изначально была доступна только на Tidal. Недавно стало известно, что Jay-Z исполнит для подписчиков сервиса целый концерт. Рэппер обещает, что пользователи Tidal услышат песни, которые исполнялись редко либо вообще никогда.
Богатый и еще богаче
Реакция прессы на перезапуск Tidal оказалась преимущественно плохой. Как писал Billboard, первые критики заметили, что Tidal — это эксклюзивный клуб уже состоятельных музыкантов, которые хотят заработать еще больше денег. Совладельцев упрекнули в организации помпезного мероприятия, на котором они — обладатели приличных состояний — со сцены призывали фанатов не жадничать и больше тратить на музыку. Фанаты в Twitter, в свою очередь, призывали называть вещи своими именами и не приписывать себе роль спасителей искусства.
Stop pretending this is some righteous social crusade. #TIDALforALL #IllStickToSpotify pic.twitter.com/XGRc4eq2te
— Miss Laura (@Laura_Loo812) March 31, 2015
Досталось собственникам Tidal и от коллег. Фронтмен Death Cab for Cutie Бен Гиббард сказал, что на месте Jay-Z он вывел бы на сцену десять инди-музыкантов и рассказал бы, сколько его сервис будет платить им и всем другим талантливым представителям музыкальной индустрии, которым едва удается сводить концы с концами. «Я думаю, они определенно облажались, вызвав на сцену кучу миллионеров и милиардеров, которые жаловались, что им мало платят», — считает Гиббард.
Британская певица Лили Аллен написала в своем Twitter, что при всей любви к Jay-Z она считает Tidal дорогим по сравнению с другими сервисами, у которых есть бесплатные подписки. По её мнению, пользователи скорее пойдут на пиратские сайты и торренты, чем будут платить такие деньги, и в итоге артистам будет только хуже.
Полный Tidal оптимизма
Ни эксклюзивы, ни обещания больше заботиться об артистах пока не помогли Tidal набрать подписчиков. Сервис, который некоторое время после запуска был одним из самых загружаемых приложений в американском App Store, сейчас скатился в район седьмой сотни.
Волна критики вынудила Jay-Z пойти на крайние меры и обороняться. В конце апреля музыкант воспользовался своим Twitter, что он делает нечасто. Рэппер считает, что у Tidal все нормально. «У нас больше 770 тысяч подписчиков, и мы в бизнесе всего один месяц», — написал он.
Tidal is doing just fine. We have over 770,000 subs. We have been in business less than one month. #TidalFacts
— Mr. Carter (@S_C_) April 26, 2015
Журналисты подметили, что Jay-Z не совсем точен — Tidal был запущен в октябре, и 770 тысяч подписчиков он набрал не за один месяц, как может показаться после прочтения твита. В частности, еще до завершения сделки в марте у Tidal было около 500 тысяч пользователей.
Jay-Z успокаивает себя тем, что iTunes Store не за один день был сделан, а Spotify понадобилось девять лет, чтобы стать успешным. При этом iTunes Store всего за неделю после запуска продал миллион песен, а Spotify набрал первых 2,5 миллиона платных подписчиков за два года.
Рэппер выдал целую серию твитов, в которых попросил, чтобы Tidal дали немного времени. Он также обвинил некие «большие компании», которые тратят большие деньги на «клеветнические кампании».
There are many big companies that are spending millions on a smear campaign. We are not anti-anyone, we are pro-artist & fan. #TidalFacts
— Mr. Carter (@S_C_) April 26, 2015
Сейчас руководство Tidal пытается исправить ситуацию. Главный инвестиционный директор компании Ваня Шлогел (Vania Schlogel) признала, что PR-политика компании не совершенна.
По её словам, главный приоритет Tidal — поддерживать инди-музыкантов. Компания, в частности, запускает три программы — Tidal Rising, Tidal Discovery и Tidal X. У каждой из них свои особенности, но общая цель — предоставить молодым талантам возможность занять свое место в современной музыкальной индустрии, говорит Шлогел. По ее словам, именно такой Tidal следовало продвигать с самого начала.
About the author