Fortune: Почему покупка Tumblr была ошибкой менеджмента Yahoo | Цифровой журнал | about digital

Один из акционеров Yahoo хеджевый фонд Starboard потребовал от руководства компании прекратить покупать стартапы, которые не помогают увеличить общий доход. Журналисты издания Fortune считают, что одним из главных раздражителей для акционеров стала сделка по покупке социального сервиса Tumblr за $1,1 млрд.

Причины недовольства

Yahoo принадлежит доля в китайской компании Alibaba — после успешного IPO последней доля Yahoo была оценена примерно в $32 млрд , а акции еще на $9,4 млрд были проданы в ходе торгов. Стоимость самой Yahoo составляет примерно $40 млрд — по мнению аналитиков фонда Starboard, это означает наличие на рынке «значительных опасений по отношению к стратегии компании» (представители организации даже заявляли о том, что ядро бизнеса Yahoo может иметь отрицательную стоимость).

Недовольство акционеров вызвал и тот факт, что Марисса Майер потратила на посту CEO $1,3 млрд на покупку стартапов, которые не позволили организации увеличить прибыль. Представители Starboard напрямую не упоминали сделку с Tumblr (социальный сервис был куплен за $1,1 млрд весной 2013 года), однако журналисты Fortune считают, что именно она стала причиной резких заявлений.

Важно со всех точек зрения

Представители Yahoo, наоборот, активно защищают сделку. Директор по маркетингу Yahoo Кэти Савитт заявила журналистам, что покупка была важна «с потребительской точки зрения, с точки зрения контента, рекламы и технологий». После продажи Tumblr продолжил работать самостоятельно, и показатели компании за прошедшее после сделки время улучшились — число пользователей выросло почти на треть и составляет около 400 млн человек в месяц, а число блогов и публикуемых записей практически удвоилось.

Савитт заявила, что Yahoo и Tumblr успешно сотрудничали и запускали совместные проекты — рекламный «движок» Yahoo использовался для создания механизма платных публикаций в социальном сервисе — главном способе монетизации проекта. В свою очередь Yahoo использовала платформу Tumblr для продвижения собственных контентных сервисов, а команда проекта помогала редакторам этих изданий создавать более качественный контент. Главным плюсом сделки с Tumblr Савитт считает тот факт, что она помогла Yahoo привлечь внимание более молодой аудитории, чего компания и добивалась.

Незначительный актив

Несмотря на подобные заявления, представители Yahoo не приводят никаких цифр, которые могли бы свидетельствовать о денежном эквиваленте выгод, полученных от покупки Tumblr. Аналитики считают, что компании особенно нечем похвастать в этом отношении.

Аналитик инвестиционной компании Macquarie Securities Бен Шрахтер уверен, что вклад Tumblr в бизнес Yahoo «относительно незначителен».

Они продолжают терять деньги, а их идеи не работают. Компании не удалось выполнить разворот — их новая стратегия очень похожа на старую и пока что не работает.

По мнению Шрахтера, выручка Tumblr на момент продажи составляла от $10 млн до $15 млн и, поскольку Yahoo не публиковала никаких новых цифр об этих показателях, это означает, что заметных изменений не произошло. Даже если выручка проекта росла бы в два раза быстрее, чем увеличивается трафик, это дало бы общему бизнесу Yahoo незначительный прирост выручки в несколько десятков миллионов долларов.

Основатель Tumblr Дэвид Карп и CEO Yahoo Марисса Майер

Аналитик RBC Capital Markets Марк Махейни в разговоре с Fortune был более сдержан в оценках, но также назвал Tumblr «незначительным» активом. По мнению эксперта, недостаток информации о развитии проекта со стороны Yahoo свидетельствует об отсутствии значительных успехов.

Так ли все плохо

Журналисты Fortune считают, что подобные оценки экспертов еще не означают, что сделку можно признать неудачной, и согласиться с требованием Starboard о прекращении покупки новых стартапов. Многие эксперты критиковали Google, когда компания потратила $1,65 млрд на покупку видеохостинга YouTube, поскольку на тот момент сервис испытывал проблемы с монетизацией. 

Теперь YouTube превратился в актив, приносящий многомиллионный доход, и сомневающихся в целесообразности сделки уже не осталось. Аналогично произошло и с покупкой Yahoo доли в Alibaba — сделка была осуществлена в 2005 году, а настоящую отдачу принесла только после IPO китайского проекта.

Опрошенные Fortune аналитики соглашаются с тем, что приобретения компаний могут быть для Yahoo хорошим способом возвращения на вершину. Махейни говорит, что все зависит от размера покупаемых стартапов:

Yahoo нужно восстановить рост, чтобы сохранить свое значение. Поглощения могут стать важной частью этой стратегии. Все дело в том, что им следовало бы покупать компании покрупнее.

Другими словами, Мариссе Майер стоило рассмотреть в качестве кандидата на покупку проект крупнее Tumblr. Именно так поступил основатель Facebook Марк Цукерберг, когда заплатил за WhatsApp $19 млрд. Журналисты считают, что доходы от продажи части акций Alibaba позволят Yahoo осуществить новую крупную сделку — на рынке есть компании, которые могли бы заинтересовать Майер, например Yelp или Snapchat.

Марисса Майер никогда не говорила о том, что покупка Tumblr выведет Yahoo на новый уровень. Махейни называет сделку «скромной ставкой, которая не сыграла». Финансит говорит, что после объявления о покупке ни один из его клиентов не позвонил ему со словами «они купили Tumblr, надо покупать их акции».

About the author

Оцените статью