Генеральный директор российского подразделения купонного сервиса Groupon Вадим Федотов пообщался с изданием TheRunet и рассказал о конкурентах, продаже физических товаров и работе компании в кризис. AD публикует выдержки из интервью.
О конкурентах и клонах
В 2011 году на рынке существовало 400 клонов Groupon, сейчас их количество сократилось до 100, говорит Федотов. По его словам, в плане качества обслуживания ни один из них не может конкурировать с Groupon, поэтому сейчас компания сконцентрирована на традиционных продавцах физических товаров, которым сервис проигрывает в оперативности.
На данный момент мы единственная компания, которая предлагает сертификат на полную услугу, компания, которая проверяет всех партнеров до выхода акции на сайт. Мы проверяем сертификацию, наличие лицензии, отзывы в интернете, чистоту юрлица, текущие суды, финансовую ликвидность. Кроме нас, этого никто не делает. Поэтому говорить здесь о конкурентах считаю не совсем корректно, разные бизнесы — разные задачи.
Если мы говорим про товарную категорию, безусловно, это компании, которые фокусируются на товарах, у них намного сильнее логистика, закупка товара. Мы резервируем товар, но не покупаем до момента продажи. Это плюс и минус. Плюс в том, что не заморожен кэш, а минус — меньше оперативности с точки зрения управления цепочки от покупки до доставки.
Запуск предложений на основе геолокации
Несмотря на высокое количество посетителей с мобильных устройств (по словам Федотова, резкий подъем начался в последних кварталах), в России не хватает охвата для предложений на основе геолокации.
В США есть, мы внедрили. Там 95 миллионов скачанных приложений, покрытие сумасшедшее. Когда я прилетаю в Америку, такие уведомления постоянно получаю. Это очень продумано, интересно, но есть не на всех рынках. У нас просто еще не тот охват в России. Но, я думаю, в ближайшем будущем мы реализуем здесь эту функцию.
О товарной категории
Изначально категория «Товары» задумывалась как бонус к услугам, но теперь она выросла в «самостоятельного крупнейшего монстра». Сейчас Groupon развивает его отдельно от услуг и выстраивает свою цепочку доставки.
У нас активная база, люди заходят, смотрят, видим, что им интересно то, что физически можно трогать. Доверие есть. Опыт есть. Почему бы не попробовать? Но есть одна важная вещь: маржинальность товара зависит от бренда. Если это популярный бренд, маржинальность есть, но бренд не может себе позволить большие скидки. Если это не бренд, но маржинальность большая, то человек не видит выгоды для себя. Поэтому редко получается ситуация, когда для покупателя совпадают критерии выгодно, интересно, качественно.
Наше преимущество в том, что мы закупаем сразу по всему миру, есть прямые договоренности с заводом. Мы не даем скидку в работе с партнером, просто закупаем на заводе определенную партию. Если у нас предложение не лучшее, например, в сравнении с «Яндекс.Маркет», мы его не выставляем.
О популярных в кризис услугах
Пользователи в последнее время чаще всего интересуются развлечениями, услугами салонов красоты и внутренним туризмом. В целом Groupon отмечает «бешеный спрос» в последние полгода, говорит Федотов.
Спрос. Бешеный спрос, люди заходят, смотрят. Мы все знаем в интернете, что такое трафик. Качество очень важно. Чтобы иметь качество как у нас, надо иметь очень хороших партнеров.
Сейчас очень сильно развивается направление развлечений. Все, что с этим связано — аквапарки, кинотеатры, экскурсии, квесты. Квесты, к слову, в России сейчас очень популярны. Еще очень сильно развиваются рестораны. Причем растут предложения для больших компаний, банкеты на 8-20 человек.
Также в России очень востребована категория «Красота и медицина». 62% нашей аудитории — женщины в возрасте 28-40 лет и они очень активно используют различные косметические процедуры. Обучение, уборка квартир, услуги для автомобилистов тоже растут, но несравнимо с медициной.
Мы можем обеспечить интересные выходные дни, чтобы люди хотели ездить по России. У нас очень хороший охват: если набрать в поисковиках «санаторий» или «загородные дома», где можно отдыхать, то 60-70% — наши партнеры.
О развитии сервиса и привлечении новых партнеров
В будущем Groupon планирует развиваться в сторону «быстрых сделок» с пользователями, которые будут получать приложения в зависимости от местоположения. Новых партнеров компания намерена привлекать с помощью гибкости сервиса и качества аудитории.
Это будет коммуникация hot item — горячая сделка, интересное предложение. Мобильная коммерция, где самое важное — твое местонахождение в данный момент времени. Я хочу, чтобы наши покупатели после покупки моментально имели возможность обратной связи. Человек, может быть, получил не самый идеальный опыт, но он увидит, что партнер старается, Groupon переживает. Мы хотим этот последний шаг добавить.
У нас нет фиксированной оплаты или предоплаты, не нужно выделять маркетинговые бюджеты. Только комиссия при продаже. Мы спрашиваем у партнеров, какой поток вы хотите? Хотите 20 человек, пусть скидка будет 30%, если 100 человек, дайте скидку 40%. Например, недавно новый партнер вышел на рынок, открыл семь точек по Москве, сделал скидку 80%. За два дня к нему пришло от нас 5000 человек на семь точек.
About the author