Основатель TMT Investments, бывший гендиректор РБК Герман Каплун у себя в Facebook опубликовал несколько советов для тех, кто хочет заняться венчурными инвестициями.
1. Не ждите чуда
Они бывают. Они точно бывают. В одном случае из 100%.
В кризис — в 10 раз реже.
2 . Учитесь ждать
Это не связано с кризисом. В нормальной ситуации понять, что компания, в которую вы инвестировали на ранней стадии, может жить и устойчиво расти, нужно два года. На seed-стадии — еще плюс минимум 1-2 года. Это все не до exit — это до следующего раунда. Выход, если и будет, через 5-7 лет в лучшем случае. Может ли быть раньше? Может, смотри пункт №1. И учтите, что два года — это не срок вашего выхода, а всего лишь понимание, что вы реально вложились в проект, который имеет шанс на хороший выход. Поэтому нужно выбрать одну
из двух стратегий.
Первая стратегия: Вы инвестируете один раз, а дальше компания сама должна доказать свою способность к выживанию, включая возможность привлечения новых денег. Если не получается, то новых денег вы не даете и должны быть готовы, что компания умрет. Добавлять понемногу денег от себя — это все равно что резать кошке хвост по частям. Результат будет тот
же. Смотрите пункт №1.
Вторая стратегия: Если вы очень, очень верите в проект, и у вас точно достаточно денег, то можете превратиться в стратега и заливать проект деньгами, пока не добьетесь результата. Это можно использовать только в случае наличия всего одного или двух проектов, и даже в этом случае вам не гарантирован результат. Много противоречивых примеров в этой области и сильная зависимость от предыдущего
опыта инвесторов.
3. Специальная ситуация
Например, возможность купить хорошую компанию в кризис по очень дешевой оценке. Да, таких ситуаций будет гораздо больше. Венчурные инвесторы, пришедшие из традиционного бизнеса: не радуйтесь, большинство таких предложений будет все-таки связано с долгосрочными проблемами в компаниях и тут ключевой вопрос — что такое хорошая компания?
Подробности в пункте №1.
Естественно, в кризис все оценки меньше, и вероятность найти хорошую компанию по разумной цене вырастает в десять раз. То есть, становится на уровне 10% для непрофессионала. Если это большой и устоявшийся бизнес, ситуация конечно другая, но мы же говорим
про стартапы.
4. Сколько инвестировать
В первый раз — сколько угодно. Но сразу надо понимать, что вы будете делать на следующей стадии, когда снова понадобятся деньги. А они понадобятся в 99% случаях через один-два года.
Почему? Подробности в пункте №1.
5. Диверсификация
Лучше много по чуть-чуть, чем вбухать всё в два-три проекта. Если вы вложите в сто проектов, то есть большой шанс, что хоть один выстрелит. Самый известный пример — Дэвид Маклюр и его 500 startups. Выходов и больших переоценок там пока не много, что-то около восьми, но они в большом плюсе именно благодаря гигантской
диверсификации.
Если вы не чувствуете в себе гуру, разбирающегося в различных трендах и глубоком понимании, а почему именно эти компании и их продукты могут быть интересны — инвестируйте с
другими и на более поздней стадии.
Вкратце,
вот и все.
About the author