Главные тенденции выставки CES-2015 — что они означают для разработчиков | Цифровой журнал | about digital

В начале января в Лас-Вегасе прошла ежегодная выставка CES. Колумнист AD Евгений Трифонов проанализировал все новости, связанные с представленными на CES устройствами, выявил основные тенденции и разобрался, какие платформы наиболее перспективны для разработчиков.

Если вы разрабатываете мобильные приложения, сами знаете, как высока стала конкуренция за место в смартфоне или планшете пользователя — поэтому, возможно, задумывались о новых платформах вроде «умных» часов, где конкурентов пока еще мало. Но готовы ли уже эти новые рынки?

Лас-вегасская выставка CES каждый январь дает понять, чего в наступившем году можно ждать от гаджетов — и с какой платформой связываться сейчас перспективнее всего.

Шлемы виртуальной реальности

Шумиха вокруг Oculus Rift лишь усиливается, и его продемонстрированный на CES прототип вызвал восторг у попробовавших. Razer представила проект OSVR, желая сделать его для виртуальной реальности тем же, чем Android стал для мобильных устройств. Устройство
Glyph от компании Avegant выглядит совершенно не так, как остальные шлемы, позволяя при желании использовать его просто как большие наушники. Казалось бы, с таким хайпом разработчикам стоит бросать все и срочно творить 3D-миры — но если присмотреться, оказывается, что все чуть ли не наоборот.

Подавляющее большинство проектов сейчас находится в стадии прототипа, рынка еще нет. Будет ли он большим, непонятно: зрелищность этих проектов обеспечивает громкие заголовки, но «ух ты, как эффектно» не обязательно конвертируется в высокие продажи (можно вспомнить
судьбу устройств Displair или шумиху вокруг микроконсолей).

Даже если рынок в целом окажется большим, непонятно, какие конкретно устройства на нем будут успешны, и можно поставить не на ту лошадку (беспроигрышного игрока Apple тут нет). А если и угадать верную, вряд ли ее успех будет моментальным и безумным — вероятно, пользовательская база будет расти неторопливо.

А значит, большинству разработчиков разумнее подождать и подключиться к процессу на более поздней стадии, когда станет яснее, что взлетело, а что оказалось мертворожденным.

Автомобили

Еще несколько лет назад для автомобильных компаний CES был в основном поводом похвастаться «мы идем от бензина к электричеству», а теперь невооруженным глазом заметно, как машина превращается в гигантский гаджет. В 2015 году BMW продемонстрировали систему автоматической парковки, Audi — интеграцию с умными часами, а Sharp — круглые экраны, хорошо подходящие для приборных панелей. Все крупные автопроизводители теперь дружно поддерживают Android Auto с CarPlay — то есть именно те экосистемы, которые главенствуют на смартфонах и любимы разработчиками приложений.

Но для разработчиков это ничего хорошего не означает, потому что этому всему не нужны приложения. Автомобильные системы от Google и Apple сосредоточены на безопасности и удобстве водителя, так что рассчитаны на базовые функции (навигация, музыка, голосовой набор сообщений), а не установку всего подряд.

Автомобили сейчас собираются стать тем редким случаем, когда вычислительные мощности современного устройства используют не для того, чтобы запускать птиц в свиней.

В утешение можно сказать, что все может стать куда интереснее через несколько лет, когда автомобили станут самостоятельнее. Журналисту Wired дали приехать на CES на Audi, позволяющей на магистралях включать автопилот, и он
написал о том, как скучно было в пути. Когда эти технологии попадут в серийные автомобили, водителям по пути из одного города в другой станет необходимо чем-то занимать себя на протяжении многих часов.

Часы

Интегрированные с автомобилем часы LG, промелькнувшие на презентации Audi, сначала показались всем «андроидными», но исследование показало: компания воскресила WebOS!

Если кто-то из читателей не в курсе (неудивительно), это операционная система с тяжелой судьбой: сначала ее разрабатывали в Palm, потом компанию купили HP и в 2011 году попытались продавать планшет TouchPad с WebOS, но провалились так эпически, что распродавали остатки планшета ниже себестоимости, лишь бы избавиться. Затем систему перекупила LG и, как теперь выясняется, активно откапывает стюардессу.

Другие производители тоже отметились новостями, но не сенсационными: у Sony SmartWatch 3 появилась версия со стальным ремешком, на Meta M1 снизили цену с $249 до $149, Alcatel Watch сразу стоят $149 и совместимы одновременно с iOS и Android-смартфонами.

Что все это значит и надо ли срочно осваивать WebOS-разработку? В The Verge
написали «Вся индустрия ждет Apple Watch», и это похоже на правду: поскольку устройство для людей непривычно, Apple может стать локомотивом и популяризовать не только собственную модель, но и идею умных часов в принципе.

В общем, первый уик-энд продаж Watch станет показательным для индустрии в целом. Но Apple на CES никогда не присутствуют, поэтому никакой новой информации в этом отношении не появилось (12 января выпустила очередную бета-версию iOS 8.2 для разработчиков. В ней появились и инструменты для интеграции с Apple Watch, так что ждать, вероятно, осталось недолго — прим. ред.).

Телевизоры

По предыдущим частям можно было бы подумать, что сейчас лезть на новые рынки в принципе рано, так что остается слушать песню «Валенки» и писать миллионное приложение для iPhone. Однако на самом деле многие упускают революцию, которая тихой сапой уже произошла: сначала передача видео на телевизор через Google Cast пришла во многие дома с копеечным гугловским Chromecast, а с анонсом Android TV даже Chromecast перестал быть необходим.

Вопрос был лишь в том, много ли «андроидных» телевизоров появится. И Sony на CES показали, что с этим проблем не должно быть: все их новые модели управляются Android TV, от прежнего проприетарного софта отказались полностью.

То есть пока мы восхищенно читаем о новом прототипе Oculus Rift, потребительская версия которого неизвестно когда выйдет, неизвестно сколько будет стоить и неизвестно сколько потребителей привлечет, тут платформа уже находится в домах у многих людей и неизбежно попадет еще ко многим, поскольку спрос на телевизоры уже существует.

Причем здесь разработчикам еще и не надо мучительно выбирать между Google и Apple (Apple TV попросту не позволяет устанавливать сторонние приложения), так что весь рынок окучивает один гигант. А мы этого не замечаем, потому что телевизоров у нас дома часто нет, а виртуальная реальность эффектнее HDMI-стика.

Встает вопрос «зачем делать новые приложения из-за телевизоров, если достаточно в существующие мобильные встроить кнопку трансляции». Но вы помните, как после появления iPad все сначала просто увеличивали приложения для iPhone, а потом стали придумывать для 10-дюймового экрана такие штуки, которые были лишены смысла на 4-дюймовом? Я ставлю на то, что здесь тоже произойдет так.

Видео на телевизоре потребляют не так же, как на компьютере или мобильном устройстве. Пользователь не хочет осознанно запускать конкретные минутные ролики с котятами, пользователь хочет один раз нажать кнопку, а дальше под включившееся есть и заниматься делами. Поэтому здесь может быть спрос на медитативные бесконечные видео вроде трансляций с веб-камер, которые до этого в виде Android-приложений особо не были нужны. Или на умные агрегаторы видео — чтобы короткие ролики сменяли друг друга, но магическим образом постоянно оказывались во вкусе пользователя.

А еще возле телевизора, в отличие от телефона, собираются семьями и компаниями — так что логично делать то, чем могут пользоваться несколько человек сразу, и этим уже занялись. Например, совместный
вывод изображений, экранная игра с карточками для компании или танцевальная игра, в которой контроллером служит смартфон.

А главное — наверняка у телевизора возникнут какие-то новые юзкейсы, которые не приходят нам в голову, потому что мы привыкли воспринимать его исключительно как видеоустройство, и глаз замылился. Когда появились смартфоны, с них поначалу просто звонили, как до этого с обычных телефонов — а уже потом обнаружили, что можно еще сделать Angry Birds, и мир взорвался.

Сейчас на умных телевизорах в основном просто запускают видео. Если вам надоело делать миллионное приложение для смартфонов — придумайте, что сделать с телевизорами, чтобы взорвать мир.

Чтобы написать колонку для AD, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

About the author

Оцените статью