Компания Tesla Motors была создана пятью сооснователями. Сама идея понижения расхода топлива при помощи электрификации автомобиля пришла инженерам Мартину Эберхарду и Марку Тарпеннингу, их поддержал другой инженер — Ян Райт. Стартаперы нашли поддержку в лице инвесторов Элона Маска и Джеффри Струбеля, при помощи которых и основали собственную компанию.
AD решил рассказать читателям, чем занимается после ухода из Tesla Ян Райт, человек, который убедил Элона Маска инвестировать в Tesla.
#самизнаетекакиекнопки
Ян Райт — уроженец Новой Зеландии. В 1993 году Райт переехал в Калифорнию и поселился недалеко от другого основателя Tesla — Мартина Эберхарда. Он работал в телекоммуникационной компании Altamar Networks над системами оптических переключателей, но в начале 2000-х годов решил покинуть организацию, чтобы заняться собственным бизнесом.
Ян Райт
Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг на тот момент уже загорелись идеей создания компании-производителя электрокаров, и решили рассказать о своем проекте Райту, а заодно выслушать его мысли об основании организации, занимающейся оптическими переключателями. Встреча прошла в формате презентации — сначала Райт «пропитчил» свой стартап Эберхарду и Тарпеннингу, а затем Эберхард и Тарпеннинг сделали то же самое.
Задумка знакомых показалась Яну Райту настолько интересной, что он решил присоединиться к ним в качестве третьего сооснователя.
«Наш разговор начался на вечеринке. Мы с Мартином разговорились, и он рассказал мне о своей идее. Объяснил, что он и его приятель собираются заняться разработкой спортивных электрокаров, и спросил, что я об этом думаю», — рассказывает Райт в интервью изданию Charged.
Я сказал ему: «Вы сошли с ума! Электрифицировать можно только машинки для игры в гольф, разве нет?»
Мартин Эберхард хорошо разбирался в аккумуляторных батареях, но не имел понятия о том, как устроен автомобиль. Райт попал в команду благодаря тому, что, пока он жил в Австралии, часто занимался сборкой спортивных автомобилей в качестве хобби — и знал, по его словам, об устройстве спортивных автомобилей несколько больше, чем Эберхард и Тарпеннинг.
Именно Райт на пару с Эберхардом в 2003 году презентовал Tesla Элону Маску и смог привлечь предпринимателя на сторону компании. Получив финансирование от Маска, Стубеля и сооснователей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, в 2003 году Эберхард, Тарпеннинг и Райт создали Tesla Motors.
Райт проработал в компании год. До своего ухода он успел заключить несколько контрактов — в том числе лицензионное соглашение с производителем электрических двигателей AC Propulsion на использование технологий, разработанных в организации, и сделку с Lotus Cars — согласно этому договору, автопроизводитель Lotus спроектировал для Tesla её первый автомобиль Tesla Roadster, взяв за основу собственную разработку — автомобиль Elise. Помимо этого, Райт занимался наймом сотрудников.
Tesla Roadster
Сам Райт считает, что Lotus — одна из лучших компаний в мире в плане автомобильного инжиниринга. «Lotus помогает в разработке множеству автопроизводителей по всему миру, не только Tesla — компания просто это не афиширует».
Причиной ухода Яна Райта из Tesla в 2004 году стало то, что он не верил в коммерческий успех компании. «Я действительно был в восторге от самой идеи, от разработок, которые мы вели, но я не верил, что мы сможем вывести спортивные электрокары на массовый рынок. Команда стремилась к тому, чтобы пересадить всех на электрические автомобили, но я не понимал, как это можно сделать».
Чтобы окупить использование одного электромобиля, среднестатистической американской семье, считает Райт, придется потратить около десяти лет — так что особой выгоды для покупателя нет.
В начале февраля 2015 года Райт признался изданию AutoBlog, что до сих пор не может поверить в успех Tesla.
Дела у компании идут гораздо лучше, чем я ожидал. Честно говоря, такой успех Tesla стал для меня большим сюрпризом. Tesla удалось изменить отношение мировой общественности к электрокарам — и это уже сущестсвенный прорыв.
Несмотря на то, что Ян Райт не верил в массовый успех электрокара от Tesla, сама идея электрификации автомобилей казалась ему очень перспективной. Уходя из компании, он планировал основать собственный стартап по производству электромобилей, но не смог привлечь достаточно финансирования. Получив отказ от нескольких инвесторов, он решил, что наилучшее применение для концепции электрифицированного автомобиля можно найти на промышленном рынке — например, применив технологию к грузовикам, которые потребляют огромное количество топлива.
Райт признается, что работа в Tesla сильно повлияла на него. Он многому научился. Он знал, что построить автомобильные заводы и наладить на них производство гораздо сложнее, чем кажется поначалу. «Я нашел способ избежать строительства огромных заводов — выпускать электрические двигатели и коробки передач для грузовиков. Это сильно отличается от видения Tesla».
Wrightspeed
В 2005 году Ян Райт основал собственную компанию — Wrightspeed. Тогда же компания представила прототип своего первого автомобиля — Wrightspeed X1, самого быстрого городского электрокара в мире. Серийное производство X1 так и не было запущено.
Wrigthspeed X1
Поначалу организация занималась разработкой электродвигателей и коробок передач для среднетоннажных грузовиков. В США в среднем в год 250 тысячам грузовиков средней грузоподъемности требуется новый двигатель.
Одним из преимуществ ведения бизнеса по продаже электродвигателей Райт считает то, что ему не приходится договариваться с производителями автомобилей об установке двигателей Wrightspeed на их машины. Компания может продавать свои разработки напрямую владельцам грузовиков.
«Конечно, мы можем устанавливать двигатели и на новые автомобили. Но чаще всего в таком случае инициатива исходит не от нас, а от производителя — к нему, например, приходит покупатель и просит поставить в грузовик двигатель от Wrightspeed».
Wrightspeed выиграла конкурс от FedEx на установку своих двигателей в часть грузовиков курьерской службы. Кроме того, услугами компании пользуются такие службы доставки, как UPS и DHL.
По подсчетам аналитиков компании, основанной Райтом, использование электродвигателя в грузовике окупает себя всего за четыре года. «В этом кардинальное отличие Wrightspeed от Tesla — покупка автомобиля Tesla не несет владельцу практически никакой экономической выгоды, а установка двигателя Wrightspeed — несет».
Ян Райт отмечает, что против самой Tesla он ничего не имеет — и считает, что компания достигла выдающихся успехов, навсегда перевернув представление общества об электрокаре.
Общая сумма привлеченных Wrightspeed инвестиций составляет $10 млн. Имена инвесторов не раскрываются — известно лишь, что компания закрыла два инвестиционных раунда на сумму $5 млн каждый.
Недавно Wrightspeed вышла на рынок мусоровозов. Райт видит большие перспективы — он отмечает, что установка электродвигателя на мусоровоз позволяет сэкономить гораздо больше средств на топливе, чем в случае с грузовиками. Производство двигателей для мусоровозов требует меньших затрат.
В год мы можем сэкономить для владельца мусоровоза до $35 тысяч — исходя из средних показателей того, какое расстояние в день преодолевает один мусоровоз (по нашим данным — около 130 миль).
Райт считает, что эра электромобилей наступит не скоро — для этого содержание электрифицированного автомобиля должно стать значительно дешевле, чем обычного. Этого не случится, пока топливо ощутимо не подорожает, а электрические аккумуляторы, наоборот, не подешевеют. Пока же, отмечает сооснователь Tesla, рынок не готов к переходу на электрокары.
About the author