Каждый стартапер должен побывать в Кремниевой долине — если не по рабочим причинам, то хотя бы ради любопытства. Однако есть серьезная бытовая проблема — перелет занимает почти 12 часов времени и смену нескольких часовых поясов, что не может не сказываться на самочувствии. Мы попросили гендиректора Aviasales Макса Крайнова и PR-консультанта Машу Дрокову, которые из-за своей работы вынуждены проводить много времени в воздухе, рассказать, как они борются с синдромом смены часового пояса.
Предлагаем читателям поделиться своим опытом длительных межконтинентальных перелетов.
Макс Крайновгенеральный директор Aviasales, в год проводит 300 часов в воздухе
- Стараться спать в самолете по максимуму. Даже если у вас дневной рейс на 10 часов, все равно лучше спать, так как в том месте, куда летишь, будет другая временная зона.
- Ложиться спать с заходом солнца.
- Иметь несколько скучных книг (например, на Kindle), чтобы почитать и быстро уснуть.
- Если не хочется спать в 10 вечера — можно употребить алкоголь и почитать скучную книгу.
Маша ДроковаPR-консультант
Очень простой. Если спать 3-4 часа и летать через неделю, как я, то такое явление, как джетлаг, исчезает.
Сергей Петренкоэкс-гендиректор «Яндекс.Украина»
Самый главный совет прост — если вы куда-то летите долго, поспите в самолете. Это не очень сложно — постарайтесь не пить до этого кофе, поешьте в самолете, попробуйте читать и с большой вероятностью вас сморит довольно быстро.
Зачем нужно обязательно спать в дороге? Затем, чтобы потом, прилетев, вы бы легли спать сознательно, а не посреди солнечного дня, так как ничего другого делать уже не можете.
Выбирайте рейсы для полетов так, чтобы стартовать во второй половине вашего естественного дня. Тогда заснуть будет легче.
Если по самым разным причинам вы не поспали в самолете (не можете, не выдерживаете и так далее) и вы все же засыпаете слишком рано по местному времени, то это не так катастрофически страшно. Маленький совет — выключите звук у телефонов. И спите до упора. Даже если вдруг проснулись — лежите и пробуйте заснуть дальше. Задача максимум — встать в нормальное утреннее время, когда в гостинице уже можно позавтракать.
Если не можете уже лежать, а времени 3–4 часа утра — вставайте. Только теперь уж не ложитесь иначе, как в нормальное вечернее время, то есть в 22–23 вечера.
Кстати, вопреки мнению большинства, что лететь обратно тяжелее, чем лететь из Европы в Америку, мне оказалось легче возвращаться. Во-первых, удобнее подобрать рейс, в котором летишь через океан ночью и точно уснёшь. Во-вторых, возвращаясь с пересадками и встречами в промежутках, гораздо легче перебить сон, когда в итоге совершенно не можешь противиться ему, уже доехав до конечной точки поздно вечером.
Именно так, возвращаясь из Нью-Йорка в Одессу тремя самолетами подряд, я начал лететь в 19:00 EST, поспал часов пять в самолете до Парижа, побегал по CDG (аэропорт Шарль-де-Голль — ред.) пару часов между рейсами, даже не дремал в самолете до Киева, пообщался с родителями, сел в последний самолет до Одессы (правда, вот тут очень хотелось в стиле «Брат-2» сказать «Мне водочки, мы домой летим»), в 21:30 вошел домой. Утром (это было воскресенье) проснулся в 9 утра и никакого джетлага не испытал вообще. Чего и вам желаю.
About the author