В недавнем прошлом ведущий левел-дизайнер игры Skyforge, а ныне дизайнер собственной игры Message Quest, автор блога про разработку игр Ярослав Кравцов поделился своим опытом найма левел-дизайнеров .
Буду честен — я всего два раза проходил собеседование как кандидат и не так уж много собеседовал других кандидатов. Но мне есть, что рассказать тем, кто только собирается в индустрию видеоигр.
В первую очередь ориентируюсь на левел-дизайнеров, но и для других специальностей будет не лишним прочитать. Моя цель не помочь на халяву устроиться в крупную компанию, а увеличить количество подготовленных кандидатов в левел-дизайнеры. Потому что на своей шкуре знаю, как сложно найти толкового левел-дизайнера.
При этом специальность левел-дизайнера является одной из самых простых для входа в геймдев. Для этого не надо учиться много лет по специальности, потому что в вузах нет такой специальности. Для этого не надо несколько лет работать тестером, потому что в тестеры должны идти тестеры, а в левел-дизайнеры — левел-дизайнеры. Не надо воспринимать работу тестером как проходной двор. Это сложная специальность, требующая навыков, лишь частично пересекающихся с навыками левел-дизайнера.
1. Когда компания публикует вакансию, значит ей в самом деле нужен специалист. Работодатель изначально настроен на то, чтобы взять на работу, а не отказать. Главное — не испортить это настроение.
2. Для проверки кандидата используются четыре инструмента: резюме, портфолио, тестовое задание, собеседование. Именно в таком порядке осуществляется знакомство работодателя с соискателем. Халтура в одном из этих пунктов может преградить переход к следующему. Но для принятия решения о приёме на работу пункты идут в обратном порядке. Если вы провалили собеседование, то идеальное резюме вас не вытянет. А если прошли собеседование с блеском, то не важно, какое скромное у вас было резюме.
3. В резюме не должно быть воды и лишних деталей. Его задача — поскорее перейти к следующему пункту. Добавление деталей, не связанных со специальностью вакансии, вам никак не помогут, но могут все испортить. Например, в одном резюме некий товарищ указал свой опыт копателя на кладбище. Это ни разу не подчеркнуло его как специалиста, но задало всему резюме могильный тон.
4. Самый доступный способ получить опыт левел-дизайнера и заполнить портфолио — это создание уровней к играм, у которых есть редакторы карт. Бери и собирай в одиночку. Над готовыми играми работать проще, чем в профессиональной разработке, когда нет тулзов, ассетов, базовых элементов геймплея.
5. Если предыдущий пункт хочется пропустить и сразу перейти к трудоустройству, то это тревожный звоночек. Скорее всего вам стоит подумать о другой профессии. Если к началу чтения этой статьи у вас уже есть любительский опыт, то это хороший звоночек. Из вас может выйти хороший левел-дизайнер.
6. Накопленный опыт следует оформить в портфолио. Только не надо делать это списком файлов уровней, которые нужно скачать к определенной игре, с определенной версией и набором DLC. В первую очередь — скриншоты и видео с прохождением.
7. Не надо прикладывать портфолио к письму, вместо этого следует дать ссылку на страницу, где оно находится.
8. От левел-дизайнера требуется не только умение оформлять локации, но и делать на них геймплей. Портфолио должно отображать обе этих стороны.
9. В идеале, если у вас тестовое задание — это создание локации с геймплеем (а только так можно проверить левел-дизайнера), то на выходе должен быть видеоролик на 5-10 минут прохождения, с комментариями почему было принято то или иное решение. Такой формат гарантирует, что всё, что вы хотели показать, будет увидено. Уровень в виде отдельного файла или более долгое прохождение этого не гарантируют. Уважайте чужое время.
10. На видеопрохождении тестового задания показывайте только самое важное. Был у меня случай, когда кандидат сделал локацию для Skyrim и на протяжении всего прохождения смотрел себе под ноги и подбирал все собираемые предметы.
11. Видео выкладывайте на YouTube, можно закрытой ссылкой. Выкладывать несколько гигабайт, пожатых неизвестным кодеком, на файлообменник — плохая идея.
12. Выполняя тестовое задание по сборке локации, не нужно выпендриваться и добавлять элементы, о которых никто не просил. Например, не надо добавлять на уровни свои модели и текстуры. На фоне оригинальных ассетов, сделанных профессионалами, эта кустарщина будет выглядеть безвкусицей. А в левел-дизайнеры нельзя брать людей без вкуса. К тому же это трата времени, которое можно было бы потратить на левел-дизайнерскую работу.
13. Тестовое задание не должно делаться месяц. Его будут принимать ведущие специалисты, у которых очень мало времени на вас. Им не нужны часы геймплея. Лучше покажите, что умеете делать законченный продукт в короткий срок. В геймдеве это умение очень ценится.
14. Если вас позвали на собеседование, то значит вы уже лучше всех тех, кого не позвали. Думайте об этом как о маленькой победе, а не очередном испытании. Потому что, чем меньше нервничаешь на собеседовании, тем лучше. Хорошие работодатели умеют начать беседу так, чтобы успокоить соискателя и перевести разговор в комфортную атмосферу. Но не все профильные специалисты — мастера проведения переговоров. Возможно, кто-то сочтет, что стрессовая обстановка лучше проявляет качества человека. Так что все средства хороши, чтобы своими силами бороться с нервным напряжением.
15. Мой совет — общаться с собеседниками не как с экзаменаторами, которых вы после экзамена больше не увидите, а как с людьми, с которыми предстоит работать несколько следующих лет. Покажите, что с вами комфортно общаться.
16. Обязательно спрашивайте на собеседовании. Как минимум, это покажет вашу заинтересованность. А вообще, вам не помешает уточнить, на что вы подписываетесь. Возможно, в компании существуют проблемы, о которых никогда не напишут в вакансии, но которые превратят вашу жизнь в ад.
17. Большинство тестовых задач на собеседовании не про правильный ответ, а про способ мышления. Думайте вслух. Если не знаете ответа, то покажите, как будете его искать.
18. Лучше честно признаться, что чего-то не знаете, чем тянуть резину. Но часто так делать не надо. И если говорите, что не знаете, то сразу предлагайте способ, как это узнать. Покажите, что умеете работать над ошибками.
19. Ни в коем случае не врите и не наговаривайте на предыдущих работодателей. Нет никаких проблем с тем, чтобы запросить информацию по кандидату с его предыдущего места работы. Тут даже конкуренты не будут друг друга обманывать, потому что им быть рядом друг с другом долгие годы, а кандидаты приходят и уходят.
20. Мой любимый вопрос. Вам его не зададут, но продумывание ответа вам поможет. «Представьте, что работаете левел-дизайнером и оформляете локацию, делаете из деревьев лес. Тут подходит художник и говорит, что такой лес никуда не годится и нужно ставить в три раза больше деревьев. Художник уходит, а вы получаете письмо от программиста, в котором он пишет, что локация вылезла из технических лимитов и нужно сократить количество деревьев в три раза. Ваши действия?» Можете в порядке теста написать ответ в комментариях. Только не читайте перед этим другие ответы.
Выполнение этих пунктов позволит избежать типичных ошибок и повысит ваши шансы, но не избавит вас от необходимости быть талантливым левел-дизайнером, способным находить нетривиальные решения. Если в конечном итоге вам отказали, то значит тому есть повод. Подумайте об этом. В лучшем случае это будет другой кандидат, который оказался лучше вас. Но, скорее всего, вы просто не дотянули до требуемой планки качества. Возможно проект, на который вы шли, на самом деле не про вас и вы были бы на нем не в своей тарелке. А может, вы вовсе не левел-дизайнер. Были у меня и такие кандидаты, по ним явно читались совсем другие профессии.
Но не будем о грустном. История знает много примеров, когда люди без опыта работы в индустрии сразу попадали на должность левел-дизайнера и прекрасно справлялись со своими обязанностями, несмотря на высокую ответственность и сложность этой профессии.
About the author