Представители гуманитарных и технических профессий используют хобби, чтобы отвлечься от работы и приобрести новые навыки — AD узнал у ИТ-специалистов и пиарщиков, зачем они собирают 3D-принтеры, автомобили и тренируют актёрское мастерство и как им это помогает в работе.
#самизнаетекакиекнопки
Из-за большой информационной нагрузки у молодых, активных и находящихся на пике свой карьеры людей возникают проблемы, незнакомые предыдущему поколению: синдром дефицита внимания, сложности с концентрацией на одной задаче, проблемы с тайм-менеджментом и даже трудности с правописанием.
Катерина Шипилова — журналист, несколько лет работала в журнале РБК, после чего поступила в магистратуру в Германии. «Как-то один из спикеров сказал мне в интервью, что он начал делать мебель, потому что ему надоело днями напролет «двигать пикселы» на работе. Если честно, тогда я восприняла его слова как блажь. Но спустя полтора года сама стала об этом задумываться. Большинство современных профессий не связано с созиданием чего-то материального — наш рабочий день проходит перед компьютером. Тем сильнее порой хочется сделать что-то своими руками. Сейчас я занялась тем, на что прежде мне не хватало времени: пошла на курсы рисования, начала сама себе шить одежду», — рассказывает AD Катерина.
Работа в отрыве от результатов своего труда часто приводит к эмоциональному выгоранию. Сегодня все больше офисных сотрудников используют «прикладные» хобби, чтобы перезагрузиться и получить новые навыки, которые могут быть полезны и в основной деятельности.
Сергей Цыбизов руководитель ИТ-службы, собрал 3D-принтер
Я руководитель ИТ-службы в крупной телекоммуникационной компании. Суть моей работы — поддержка работоспособности офиса, инфраструктуры, бизнес-сервисов, которые внедрены и используются в компании. У меня два высших образования — экономическое и техническое, в ИТ работаю около 10 лет и планирую расти именно в этой сфере. Планов по запуску своего технологического бизнеса у меня нет (по крайней мере, пока) — хочу развиваться и делать карьеру внутри большой и амбициозной корпорации, чем, собственно, и занимаюсь.
У меня есть целый ряд давних увлечений — например, занимаюсь аквариумистикой, тюнингом автомобилей. И для этих хобби мне регулярно требуются какие-то детали, которые невозможно найти в продаже, потому что торговля в большинстве своем рассчитана на массовый спрос и соответствует неким среднестатистическим запросам потребителей, мои же запросы чаще всего нестандартны. Но даже тогда, когда нужные мне детали есть в продаже, они все равно либо требуют доработки с точки зрения функциональности, либо очень дорогие, либо не соответствуют нужному мне уровню качества.
Печать нужных деталей в домашних условиях — это удобный и довольно экономичный выход из положения. Чтобы было понятнее, можно провести аналогию с одеждой: вы можете пойти в магазин и купить готовую, но созданную в промышленных масштабах по неким усредненным лекалам и «почти ту самую» вещь, а можете разработать свой фасон, снять мерки и сшить себе идеальный наряд в единственном экземпляре.
Конечно, можно было пойти простым путем: приобрести один из существующих на рынке набор деталей для сборки 3D-принтера или купить уже готовый, собранный. Но все мои увлечения прошлых лет показали, что мне гораздо интереснее не покупать готовое, а мастерить самому. Я получаю удовольствие от процесса создания чего-либо своими руками и, конечно, от полученного результата. Создание домашнего 3D-принтера — это в некотором роде был вызов, проверка уже имеющихся знаний и приобретение массы новых (например, пришлось освоить азы 3D-моделирования). Ну и нельзя списывать со счетов экономию: самостоятельная закупка всех деталей обошлась мне в 5-10 раз дешевле по сравнению с приобретением какого-либо готового решения.
В общем, личные потребности, реализация собственных амбиций, удовольствие от процесса и достижения такой нетривиальной цели — все это и привело к тому, что я начал с абсолютного нуля и в итоге собрал 3D-принтер, а теперь активно занимаюсь его усовершенствованием. Кстати, теперь очевидно, что принтер позволил мне не только удовлетворять какие-то текущие собственные запросы вроде деталей для автотюнинга, но и облегчил жизнь с бытовой точки зрения. К примеру, пару дней назад для жены, которая улетала в командировку через три часа, срочно напечатал слот-переходник для сим-карты (в телефоне симка маленькая, для вставки в планшет требовался больший размер, а ночью приобрести переходник было невозможно).
У меня не было задачи собрать принтер к какому-то сроку, я занимался этим в свободное время. На заказ необходимых деталей ушло несколько месяцев, и пока они ехали ко мне из-за границы, я изучал теоретическую сторону вопроса (непосредственно сборка осуществляется за несколько дней — при условии, что ты уже обладаешь всеми теоретическими знаниями).
Главное, в чем я убедился (частично я проходил это в других своих увлечениях), это то, что даже 100%, как тебе кажется, знание теории не гарантирует тебе такой же 100% результат на практике. Имеющаяся специализированная литература, форумы, вебинары, которые я досконально изучил и прослушал — это всё здорово и полезно, но только когда я приступил к непосредственному сбору, я «прочувствовал» продукт.
Да, принтер делается на open source (свободное программное обеспечение), но у каждого 3D-устройства есть свои особенности и нюансы. И пока ты изучаешь теорию, ты этого не понимаешь до конца. Теперь я точно знаю: можно зубрить литературу полгода, год, но теория дает тебе сотые, а практика — тысячные. На сотых далеко не уедешь, для качественного 3D-принтера нужны как раз тысячные. На вопросы, как улучшить качество печати или настроить какой-то компонент, я только сейчас нашел (и продолжаю находить) ответы.
Собрать 3D-принтер с первого раза и чтобы при этом все сразу заработало — такое почти невозможно. Поэтому приходилось по несколько раз собирать и разбирать, поскольку обнаруживались все новые и новые ошибки и нужно было искать решения для их устранения. И хорошо, что они не были фатальными, и ничего не сгорело, а ведь и такое бывает, если допустить ошибки в электронике и электрике. Подобные ошибки приводят к потере денег, времени и нервов. Так что тут без вариантов — ты учишься быть более терпеливым и не впадать в депрессию от неудач, потому что трудности временны, становишься более усидчивым и начинаешь отвечать за малейшее свое действие, естественно, десятки раз подумав, прежде чем его совершить. Кажется, я стал настоящим педантом.
Все усовершенствованные личностные качества, о которых речь выше, отражаются и на основной работе. Я стал более внимательным к деталям и еще больше осознал, насколько высока цена ошибки (в ИТ это особенно важно). Кроме того, теперь меня не повергает в уныние необходимость прочитать сотни страниц текста и потратить несколько дней, а то и недель, чтобы решить ту или иную возникшую проблему.
Кирилл Жарков аккаунт-директор в PR-агентстве, собирает уже третий спортивный автомобиль
Относительно недавно я перешел на должность аккаунт-директора в PR-агентстве Lotus Communications. Поэтому самые амбициозные планы и надежды связываю с развитием именно на этой должности и работой в команде гениальных пиарщиков.
Еще в раннем детстве я обнаружил в себе любовь к автомобилям и автомеханике. При этом меня мало волновали их мини-версии и песочно-ковровые игры. Я с самого детства шпионил за отцом в гараже и не упускал возможности оказаться за рулем его машины. И уже в 11 лет начал кататься на папиных «Жигулях» по району, конечно же, под пристальным присмотром владельца авто.
К моменту получения водительских прав и покупки первого автомобиля я уже имел достаточно солидный опыт вождения и неплохие знания технического устройства автомобиля. Многие «тюнингисты» (ребята, увлеченные тюнингом и доработками авто) связывают этот момент покупки первой машины с настоящей лавиной чувств. Тебя накрывает ощущение свободы, а в голове шумит ветер безграничных возможностей. Именно в таком состоянии пьянящей юношеской эйфории многие начинают испытывать своего железного друга на прочность, подвергая его порой ужасным, глупым и бессмысленным операциям.
Со мной же этого не случилось. На первой машине я откатал полтора года и не торопился ее разбирать. Если быть честным, побаивался непредсказуемого эффекта от собственного вмешательства. Страх ушел только с покупкой третьего автомобиля. А окончательно избавиться от него помогли «сервисмены» (сотрудники СТО). У них есть один маленький секрет, которым они никогда не поделятся с клиентами: «Хуже, чем в сервисе, сам никогда не сделаешь».
В самом начале своего увлечения «стройкой» авто не имел особого представления о желаемом результате. Питал собственный энтузиазм абстракциями: будет быстрее, эффектнее и круче. Это, кстати, та самая «боль», которую испытывают гуманитарии: мы не имеем точного представления о конечном результате труда, он нематериален и часто не поддается измерениям.
Сейчас мое увлечение стало намного системнее. Я понимаю, какие операции с авто мне нужно провести для достижения stage-one, какими параметрами машина будет обладать в этой комплектации (от количества лошадиных сил до настроек подвески), а также четко планирую бюджет проекта и понимаю, что с ним будет в будущем. И да, вам придется быть в чем-то предпринимателем, чтобы добиться успеха здесь. Мало обладать знаниями технического устройства авто, чтобы прикручивать купленные детали на свои места. Для начала ты должен достать необходимые запчасти. Задача усложняется, когда предметом тюнинга становится редкий автомобиль.
Приходится постоянно работать в нескольких направлениях: закупки, сбыт, финансовое планирование и стратегическое развитие проекта. В первом ты решаешь задачи поиска торговых площадок, прорабатываешь логистику (доставку из-за границы, по России и до гаража) и постоянно занят мониторингом лучших ценовых предложений. В продажах стараешься сбыть собственные накопления запчастей. Этот навык (продаж) оказался особенно полезным.
Моя работа также в определенной своей части связана с продажами, где я вынужден сбывать некий нематериальный актив — информацию. Но успехов в этом я начал добиваться только с практикой продажи деталей собственного авто. Так мое увлечение стало отличным тренингом продаж. Правда, стоит признать, все же проще закрыть продажу материального товара, параметры которого известны и понятны для покупателя. Да и скорость сделки здесь всегда выше.
Что же касается финансового планирования, то здесь оно сводится в большей степени к сметному проектированию. Это отдельная боль тюнингистов. Мы почему-то готовы выкручивать на максимум свои желания и требуем завышенного эффекта даже при бюджетных решениях. Сегодня в сети вы сможете найти достаточное количество отдельных роликов и даже многосерийных шоу, посвященных бюджетной постройке авто для дрифтинга. Энтузиасты покупают убитые японские авто («дрова») и пытаются за 250 тысяч рублей сделать из них околоспортивный болид.
Я же принял для себя очень важное решение — не экономить на удовольствии. Как и в бизнесе, здесь вы должны понимать, что экономия на ресурсах может вывести из строя весь механизм. Сэкономили на подрядчике, «усилили» команду проекта бюджетным ресурсом — ожидайте соответствующий результат. Работая в тюнинг-ателье GTT, мы готовили боевой автомобиль к выезду на соревнования Dragtimes Unlim500+. Мотор новенького Nissan GTR R35 был доработан за сутки, усилен мощным турбо-китом, который потребовал изменения геометрии магистрали охлаждения. Тогда мастера второпях собрали ее из китайских комплектующих. Наш боевой автомобиль сумел откатать только квалификацию и чуть не загорелся в парном заезде, как раз из-за неисправности системы охлаждения (шланги и фитинги порвало).
Итого, компания потеряла: мотор, взнос за участие, оплату эвакуации и работы выездной команды механиков и самое важное — репутацию. Машина была нацелена на победу, которая обеспечила бы выход ателье на новый уровень работ и заказчиков. Моим друзьям потребовалось еще два года на то, чтобы наверстать упущенное, восстановить репутацию и собрать самый быстрый в России и Европе GTR.
В моем увлечении очень многое из бизнеса и для него. Так, купив очередной автомобиль, я по глупости решил начать с его внешнего преображения. Очень хотелось ездить на красивом авто. Денег на покраску не нашлось, да и сейчас не понимаю обоснованности таких затрат (слишком завышен ценник). И я озаботился поиском альтернатив.
В результате нашелся виниловый стайлинг (оклейка авто пленкой), который только набирал обороты. А чуть позже я открыл для себя диппирование авто (покраска жидкой резиной). И в первом, и во втором случае я рискнул и закупил материал, изучил технологию и даже чуть позже сумел неплохо заработать на собственных услугах стайлинга (открывал собственную студию Rubber duck). Так я научился рисковать, не бояться нового и отвечать за качество собственной работы.
Помимо прикладных хобби, популярностью у офисных сотрудников пользуются творческие увлечения: они развивают фантазию, оригинальный подход к работе, а также способствуют снятию напряжения и раскрытию внутреннего потенциала.
«Я занялась фотографией, пока учусь, скоро на курсы по технике пойду. Очень помогает снять стресс и «перезарядиться»», — говорит PR-директор венчурного фонда Runa Capital Лилиана Пертенава. А основатель консалтинговой компании Sitnin.com и трекер ФРИИ Григорий Ситнин сначала сам закончил актерские курсы, а потом создал мастерскую «Актерские техники для предпринимателей». Занятия проходят во ФРИИ, основная масса посетителей — ИТ-предприниматели и сотрудники стартапов.
Мастерская не зря содержит в названии словосочетание «для предпринимателей»: развитие актерских навыков — не только приятное хобби, но и полезное для бизнеса времяпрепровождение. «Актерское мастерство позволяет «считывать» людей в любых ситуациях. Ведь для того, чтобы уметь играть (показывать), нужно разбираться в языке тела и слова (считывать). Кроме того, оно позволяет манипулировать людьми, так как суть актерской игры — манипуляция партнером и зрителем. Это всё, например, помогает на переговорах», — говорит Григорий Ситнин.
About the author