AD изучил, как устроен бизнес одного из самых успешных юмористических сайтов мира — 9GAG. Компания из 30 человек, которая базируется в Гонконге, развивает не только собственный контентный сайт, но и продюсирует мобильные игры, а также вручную отбирает видеоконтент для своих пользователей.
Рэй Чен, основатель и генеральный директор 9GAG, никогда не думал, что сервис обретёт такую популярность. По его словам, сайт начинался как весёлый побочный проект, которым Чен занимался «ради собственного удовольствия» в неучебное время. Чен учился в Гонконгском университете, выступал на соревнованиях по дебатам и играл за университетскую команду по лакроссу, а в свободное время, «вместо того, чтобы заниматься правовыми исследованиями», работал над сайтом.
Сервис 9GAG появился в 2008 году, когда, как отмечает издание Meld Magazine, социальная сеть Facebook ещё не была популярна в Гонконге. Чен хотел создать какую-то альтернативу электронной почте — сайт, через который можно было бы быстро обмениваться забавными картинками или видеороликами.
Как сам предприниматель признался в ходе своего выступления на конференции Tech in Asia Singapore 2015, проходившей в Сингапуре в мае 2015 года, поначалу он создавал сайт сам, но вскоре к нему присоединился младший брат.
Команда сервиса базируется в Гонконге. По словам Чена, начинать бизнес в Гонконге было в то время достаточно просто — практически никто из местных жителей тогда не задумывался об открытии интернет-компаний (сейчас всё изменилось — стартап-среда Гонконга, говорит Чен, активно развивается).
К 2012 году месячное количество уникальных посетителей 9GAG достигло 65 миллионов. К январю 2015 года, по данным TechCrunch, этот показатель вырос до более чем 80 миллионов. Число активных пользователей сайта — 3 миллиона, мобильного приложения — 7 миллионов. Для сравнения, среднее число уникальных посетителей Buzzfeed в месяц составляет 200 миллионов человек. Большую часть трафика сайт получает из США и Германии. По данным аналитического сервиса SimilarWeb, на эти две страны приходится более 17% переходов на сайт. В «пятёрку лидеров» также входят Франция, Великобритания и Бразилия.
Компания, по словам Чена, прибыльна, и зарабатывает миллионы долларов только за счёт рекламы. Конкретные числа предприниматель предпочитает не обсуждать.
При этом популярность проекта в Гонконге, говорит Чен, не очень высока — как он полагает, из-за того, что гонконгские пользователи интернета предпочитают посещать сайты на китайском языке. «Я думаю, только наша команда и читает 9GAG в Гонконге», — шутит он.
Сам Чен считает, что своим успехом сайт обязан социальным сетям, где пользователи делятся самыми смешными своими находками, а также качеству самого контента, который публикуется на сервисе. Его любимый мем — «Филосораптор». Чен называет его «одновременно смешным и поучительным».
Когда руководство осознало, что для дальнейшего развития сервису необходимы средства, сотрудники отправились искать их в Соединённые Шаты. В июле 2012 года 9GAG привлекла инвестиции в размере $2,8 млн. Свои средства в компанию вложили стартап-акселератор Y Combinator, фонды FreeStyle Capital и BoxGroup, а также несколько частных инвесторов. Годом ранее, в мае 2011 года, стартап профинансировал ещё один стартап-акселератор — 500 Startups. Сумма сделки не раскрывается.
Как признаётся сам предприниматель, средства от 500 Startups, хотя формально и были вложены в 9GAG, на самом деле предназначались не для развития юмористического сервиса. Компания тогда работала над собственным фотоприложением и финансирование нужно было именно для его создания. Позже проект был свёрнут, как и несколько других, но Рэй Чен отмечает, что за время работы с менторами 500 Startups он многому научился, и это отразилось на бизнесе 9GAG.
Руководство Y Combinator и вовсе поначалу отказало стартапу в финансировании. Но чуть позже генеральный директор организации Сэм Альтман самостоятельно связался с Ченом и пригласил всю команду (на тот момент 9GAG насчитывала 12 сотрудников) пройти трёхмесячную программу акселерации.
Одним из основных различий между двумя акселераторами, по словам Чена, является то, что Y Combinator сосредоточен скорее на «создании проектов, которые люди хотели бы получить», и прежде всего обращают внимание на сотрудников конкретной компании, в то время как 500 Startups акцентирует своё внимание на идеях и их реализации.
9GAG больше не ищет инвестиции — собственных средств организации достаточно, чтобы поддерживать её деятельность и экспериментировать с новыми направлениями.
Помимо основного сервиса, сейчас компания развивает ещё несколько отраслей своего бизнеса — мобильные игры, собственный мессенджер и другие приложения. Число сотрудников сервиса к началу 2015 года, по данным TechCrunch, достигло 30 человек. Все они работают в Гонконге.
Игровая деятельность 9GAG
В декабре 2014 года 9GAG представила совместный проект с индонезийской игровой студией TouchTen — мобильный free-to-play-тайтл Redhead Redemption. Это шутер, управление в котором строится на движении гироскопа. В игре пользователю предстоит сразиться с армией зомби. Как отмечает издание Tech in Asia, по сути игра является переделкой одного из старых творений TouchTen — Cute Kill. Игра доступна для смартфонов и мобильных устройств на базе iOS и Android.
По данным SimilarWeb, число скачиваний Redhead Redemption в Google Play превысило 500 тысяч (показатель установился между 500 тысячами и 1 миллионом скачиваний). При этом первые 100 тысяч, по данным TechCrunch, пришлись на первые два дня после запуска игры в магазине приложений для Android. По словам самого Рэя Чена в интервью изданию The Next Web, оба приложения (для iOS и для Android) за первые четыре недели после запуска принесли более миллиона установок.
Весной 2015 года компания представила ещё одну мобильную игру — Ramen Celebrity. Этот проект также был запущен совместно со студией TouchTen. Пользователю игры предстоит управлять собственным рестораном и «готовить» рамен и другие блюда. Число скачиваний игры в Google Play составляет от 100 тысяч до 500 тысяч.
Как отмечает генеральный директор 9GAG, компания никак специально не рекламирует свои игровые проекты — у них есть собственные страницы на основном сайте, и не более. Все загрузки, говорит Рэй Чен, получены органически.
Пока, говорит Чен, команда действует осторожно — всё-таки, практически никто из сотрудников не имеет никакого представления о том, как устроена игровая индустрия. 9GAG решила двигаться в этом направлении, потому что, по словам Чена, она стремится удовлетворить желания своих пользователей, а обмениваться смешными картинками — это не всё, чего они хотят. Сам Чен, по собственному признанию, является заядлым геймером.
Мы сами играем в игры, наши пользователи играют в игры, но создавать собственные проекты — это совсем другая история.
Кроме того, пишет Tech in Asia, организация не желает зависеть только от рекламных доходов — для сайта с картинками это довольно рискованно. Мобильные игры могут принести ей дополнительную прибыль.
С основателем и генеральным директором TouchTen Рэй Чен познакомился осенью 2014 года на одной из конференций, проходивших в Сингапуре. Руководители разговорились о том, чем занимаются их собственные компании, и в ходе беседы родилась идея о запуске совместной игры. Для первого раза решили не рисковать средствами и модифицировать уже имевшуюся в портфолио TouchTen игру — и уже через два месяца свет увидела Redhead Redemption.
«В первую очередь мы заботимся о наших пользователях. Но мы ведём бизнес, и для выживания нам нужно зарабатывать деньги. Я считаю, что всегда лучше получить деньги напрямую от пользователей, а не через посредников», — говорит Рэй Чен. Как отмечает издание TechCrunch, доходы от мобильных игр две компании делят между собой — как именно, не разглашается.
В основном 9GAG планирует выступать в качестве продюсера и издателя для небольших игровых компаний. В этом Чен видит выгоду и для своего проекта, и для студий. Он считает, что таким образом 9GAG сможет помочь небольшим разработчикам выделиться среди массы других приложений и найти пользователей. Генеральный директор TouchTen надеется, что сотрудничество с 9GAG поможет его маленькой компании заявить о себе и «нанести Индонезию на игровую карту мира».
Как отметил Чен в интервью The Next Web, компания продолжает работать над несколькими тайтлами, но пока не хочет рассказывать о них прессе. «Прежде чем начать публично анонсировать каждый свой проект, нам нужно получше разобраться, чем живёт эта индустрия», — говорит он.
9Chats и 9GAG.tv
Среди других направлений работы компании — мобильное приложение для обмена интересными записями с друзьями 9Chats и проект по отбору контента для пользователей 9GAG.tv.
Разработка 9Chats, по словам Чена, стала для 9GAG ещё одним экспериментом. Команда размышляла о том, как она может помочь пользователям сайта общаться между собой, и решила попробовать создать собственное мобильное приложение для чатов. Как отмечает предприниматель, пока сотрудники так и не пришли к какому-то решению, так что 9Chats нельзя назвать полностью готовым приложением. Сейчас компания работает над новой версией сервиса. «Пока в приложении слишком много функций, мы хотим определить, что нужно пользователям».
9GAG.tv — рекомендательное видеоприложение, которое отбирает для пользователя ролики в сети, которые могли бы ему понравиться. Содержание курируется командой проекта — по словам Чена, просто потому, что пока в приложении не слишком много контента, сотрудники в состоянии этим заниматься. По мере роста сервиса, возможно, от этого придётся отказаться.
Совет молодым предпринимателям от Рэя Чена
Худшим советом для молодых предпринимателей, говорит Чен, является фраза «следуйте вашей страсти». «Моей страстью никогда не были смешные картинки, — отмечает он. — Будь моя воля, я бы целыми днями сидел дома и играл в компьютерные игры». Чен советует сосредоточиться на то, чем занимаются друзья и знакомые конкретного человека (для Чена таким занятием стал обмен забавными картинками по электронной почте), и продумать, как можно улучшить этот процесс.
Не нужно заниматься чем-то просто потому, что вам это нравится. Найдите то, что можно улучшить — и постарайтесь это сделать.
Свои взгляды на жизнь Рэй Чен описывает так: «Я всегда стараюсь оставаться оптимистом и верить, что самое худшее ещё впереди».
About the author