Три года назад рунет взорвали купонные сервисы. Часть из них уже успела обанкротиться, другие держатся на плаву и даже показывают неплохие результаты . По крайней мере, так утверждает основатель и управляющий проекта «КупиКупон» Комил Рузаев, по словам которого год назад сайт вышел на окупаемость, а в последние месяцы показывает стабильно растущую прибыль. Как добивались таких результатов – в интервью Unova.
— Расскажите о старте проекта «КупиКупон». Как возникла идея создания бизнеса? Какие были инвестиции, куда распределялись?
— Идея появилась после ошеломляющего успеха Groupon на американском рынке. Подал идею один из основателей Шавкат Хатамов, который и придумал название для проекта, а основали его мы вместе — четыре друга-однокурсника.
Нельзя сказать, что мы сразу получили большие деньги на развитие. Это случилось только на третий месяц нашей работы. Мы запустили прототип, проект поработал на рынке и показал, что может начать продавать купоны с первого же дня своей работы. Инвестиции исчислялись несколькими миллионами долларов США, но точную сумму пока не могу раскрыть. Распределялись они в первую очередь на рекламу и маркетинг, открытие офисов по всей России, а также найм персонала.
— Как за время существования сервиса изменилась его рыночная ниша?
— В целом, ниша не менялась. Мы как были этаким купонным супермаркетом, где можно купить практически любую услугу, так и остались. В процессе мы только добавляли новые сегменты — путешествия, товары, профессиональные услуги.
— Насколько серьезной была с самого начала конкурентная борьба, какова ситуация на данный момент?
— Когда «КупиКупон» начинал работать, идея для рынка была совершенно новой. Ведь если на западе купонный бизнес, хоть и немного в другой форме, существовал в оффлайне уже несколько десятилетий, то для России это было уникально. Мы вышли на рынок, где уже несколько месяцев работали два других проекта. Впоследствии подобного рода сервисы начали появляться чуть ли не каждый день, что также было довольно необычно для рунета. Еще никогда ни одна бизнес-модель не была настолько легко и часто воспроизводимой в интернете. Естественно, большинство мелких игроков «кануло в лету», либо продолжают тихо-мирно работать, а рынок контролируем мы и два других крупных игрока.
— Какие оригинальные решения являются именно вашей находкой? Или все скопировано?
— Мы первые среди крупных игроков рынка стали предлагать не одну акцию в день, а сразу несколько. Как мы видим, это стало ходом развития для всех купонных сайтов без исключения. Также, возможно, мы первые создали тренд на рынке по небольшому изменению в бизнес-модели, когда сами партнеры платят купонному сервису за размещение акции.
— Какой маркетинг использовался на начальном этапе, как он менялся с течением времени?
— В самом начале он был очень агрессивный: мы рекламировались и в метро, и на радио, и на ТВ, закупали тонны лидов с нескольких десятков рекламных сеток, и за счет этого нарастили свою базу до восьми миллионов пользователей. Сейчас же мы оставили только те каналы, которые работают для нас в прибыль и окупаются в течение месяца. Это только интернет-реклама: контекст, SEO, соцсети. Ну и, конечно же, мы постоянно тестируем что-то новое.
— Когда проект вышел на прибыльность, когда на окупаемость?
— Первые два года обороты компании росли экспоненциально, то есть на сотни процентов в месяц. Далее рост стал исчисляться уже в десятках процентов в год, что, конечно же, было бы просто феноменальным результатом для любой индустрии.
На точку безубыточности мы вышли через два года после начала работы («КупиКупон» запустился в мае 2010 года – прим. ред.). Сейчас уже несколько месяцев мы показываем стабильно растущую прибыль.
— Возможно ли сейчас создать стартап в области купонного бизнеса? Есть ли резерв у рынка? Можете посоветовать смежные рынки?
— Рынок еще не достиг своего предела, но только за счет того, что проникновение интернета в России довольно низкое, особенно в регионах. Именно там мы видим наибольший потенциал для роста, а также за счет органического роста интернет-аудитории. Рынок будут делить уже существующие «чистые» daily deals компании, где будут предлагать стандартного вида купоны на стандартные услуги и товары, а также гипермаркеты, где будет продаваться все, что человеку может понадобиться. Что касается новых проектов, то уже поздно, разве что удастся придумать какую-то узкую нишу.
Мы, например, сейчас двигаемся в сторону становления скорее рекламной, нежели е-commerсe- компанией, в том числе за счет развития своей новой поисковой системы «КупиКупон.Поиск», которая представляет собой сквозную платформу для мерчантов (партнеров, предоставляющих скидки на свое товары или услуги). С помощью этой системы можно давать точечную и локальную рекламу, привлекая реальных покупателей намного более эффективно, чем это делают другие онлайн (даже контекстная реклама), а тем более оффлайн- инструменты.
— На чём стартапу нельзя экономить, а на чём можно?
— Именно экономить (как самоцель) не стоит, но нужно считать каждый рубль. Это не значит, что нужно бояться тратить, кстати, это одна из распространенных ошибок, но нужно тратить рубль с конкретной целью. Например, вы хотите нанять дорогущего директора по маркетингу за 200 тысяч рублей, значит, вы должны более чем на 50% быть уверены, что улучшите доход со своего маркетинга как минимум на 300 тысяч рублей. Надеюсь, у меня получилось объяснить свою мысль.
— Что бы вы посоветовали стартаперам? Как избежать ошибок? Какие основные правила нужно соблюдать?
— Я бы посоветовал не бояться и идти к своей цели. Ошибки – это нормально. Главное, иметь внутреннюю силу их признать, и, на основании этого опыта, больше не повторяться. А также – делать в своем бизнесе только то, что с большей долей вероятности поможет вам достичь поставленных целей. А цели каждый ставит себе сам: для кого-то это прибыль, для кого-то — капитализация бизнеса, а кто-то ищет признания со стороны людей.
About the author