Кризис в i-Free: Как компания собирается компенсировать двукратное падение продаж | Цифровой журнал | about digital

Группа i-Free, в которую входит двадцать две компании, занимающихся цифровой дистрибуцией контента, электронными платежными системами, микроплатежами и прочим, объявила о финансовых итогах 2014 года. По сравнению с прошлым годом общий объем продаж компании упал на 48% до $130 млн, а выручка — на 29% до $92 млн. Представители компании заявили, что трудности связаны с поправками к закону «О связи».

AD пообщался с представителями компании и выяснил, как i-Free собирается пережить кризис.

#самизнаетекакиекнопки

Поправки в закон «О связи» изменили модель предоставления мобильных допуслуг и контента населению, вследствие чего объем рынка сократился более чем на 60%, отмечается в пресс-релизе компании. Совокупный объем продаж компаний, входящих в группу i-Free, по сравнению с 2013 годом уменьшился на 48% и составил $130 млн, а выручка сократилась на 29% и составила, соответственно, $92 млн.

В качестве антикризисных мер i-Free закрыла проект мобильных допуслуг UFT и входившую в него компанию FounDreams, проект искусственного интеллекта AI Assistants, направление развития голосового управления «умными домами», а также отдельные игровые студии. Штат компании в результате сокращений уменьшился на 40%.

Сооснователь компании Кирилл Петров рассказал Roem.ru, что в игровом направлении компания укрепила свои позиции: «17% от общего дохода группы в прошлом году пришло к нам от продажи игр, и мы ожидаем здесь рост».


Кирилл Петров, сооснователь i-Free

По словам Петрова, у компании есть продукты с брендами и со своей аудиторией: «По ним кипит работа, создаются новые версии, заключаются новые партнерства, ориентированные на середину и конец этого года»:

Основным источником доходов здесь является международный рынок, поэтому ослабление национальной валюты, в какой-то степени, только усиливает положение этих компаний.

Кирилл Петров рассказал AD, что для компенсации сокращающегося рынка компания начала перестраивать бизнес еще в прошлом году, а готовиться к ожидаемому спаду еще раньше. «Вообще, первые инвестиционные сделки в i-Free возникли еще в 2006, 2007 годах, когда мы инвестировали в Aigrind и Herocraft — сегодня это успешные и прибыльные компании, создающие мобильные и онлайн-игры», — расказывает Петров.

В 2010 году была создана структура i-Free Innovations, в рамках которых мы пытались сами создать проекты в перспективных областях, а в 2013-2014 годах в i-Free действовал уже системный процесс поиска и инвестирования в новые проекты и стартапы, частью которого была «Академия i-Freе», регулярные инвесткомитеты, система менторства, i-Space (площадка для коворкинга), предпосевной и венчурный фонды. Появилось много интересных проектов, некоторые отсеивались.

— Кирилл Петров, сооснователь i-Free

По словам Петрова, к маю 2014 года, когда доходы компании резко упали, далеко не все стартапы успели выйти на самоокупаемость: «И к сожалению, хотя мы и готовились к принятию поправок к закону, всё равно всё получилось достаточно болезненно — нам пришлось прекратить финансирование части из них». В их числе оказались, например Qppi, работающем на рынке онлайн-микроплатежей: «Мы смогли выйти с выгодой для себя (в конце года новым инвестором проекта стала группа “Финстар»)».

К счастью, наиболее перспективные проекты всё же удалось сохранить, почти все они сейчас окупаются, часть этих бизнесов сейчас растет. Также, в результате реорганизации, вновь прибыльными стали и сохранившиеся у нас операционные компании.

— Кирилл Петров

В рамках реорганизации, i-Free выделяет в структуре группы управляющую компанию, а также отдельную компанию, обслуживающую инфраструктурные потребности проектов: «Мы даем каждому из бизнесов больше самостоятельности, даже если это на 100% принадлежащие нам активы. Теперь во многих компаниях у менеджмента появляются опционы, по отдельным проектам мы ведем переговоры о вхождении стратегических партнеров и инвесторов, способных помочь проектам не только инвестициями, но и выходом на новые рынки, синергией, технологиями». Среди подобных проектов, например, Last Backend — он работает на базе площадки ФРИИ и постоянно взаимодействует со своим партнером – Microsoft.

Петров рассказал AD, что в рамках реорганизации пришлось оптимизировать штат как операционных компаний, так и инвестиционных проектов, отказаться от части непроизводительных затрат: «Это были сложные месяцы, пришлось расстаться с многими людьми и командами, о многих из них мы очень сожалеем. Но в целом, для компаний группы это пошло на пользу и на текущий момент мы видим, что у большинства из них весьма неплохие перспективы, период падения остался позади, сейчас большинство компаний — растут».

Одной из наиболее перспективных компаний, в которую инвестировала i-Free, является CardsMobile с продуктом «Кошелек», работающая на рынке NFC-платежей, считает сооснователь Петров. По словам сооснователя i-Free и генерального директора компании CardsMobile Кирилла Горыни, интерес к технологии на мировом рынке растет в том числе и в связи с появлением новых крупных игроков на рынке (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay).


Кирилл Горыня, сооснователь i-Free

«Модель работы «Кошелька» очень похожа на Apple Pay, нашими партнерами являются NXP, MasterCard и крупнейшие банки – сегодня прямо в приложении можно эмитировать карты банков «Тинькофф», «Русского Стандарта», в ближайшем времени этот список расширится, — рассказывает Горыня. — Сейчас приложение предустановлено уже более чем в 900 тысячах популярных смартфонов HTC, Sony и Philips». По словам гендиректора CardsMobile, сервис оплаты транспорта уже запущен в эксплуатацию в Вологде и Ангарске. Также в планах компании запуск проекта оплаты общественного транспорта в Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

Roem.ru со ссылкой на слова Петрова рассказывает и про другое приоритетной направление развития i-Free — Китай. «За 2013 год объем продаж игр и других продуктов i-Free China в Китае превысил $5 млн. Но в конце 2013 года китайские операторы ввели отдельные ограничения в этой сфере, при этом все игроки ожидали там бум и конкуренция к этому моменту очень сильно обострилась: на рынке появились местные компании, которые поднимали большие раунды инвестиций в расчете на будущее IPO, под издательство ведущих брендов, и платили существенные авансы разработчикам».

В тот момент мы просто не выдержали такой острой конкуренции и в начале весны потеряли несколько ключевых продуктов из своего портфеля. В результате, в i-Free China тоже началось падение объемов, которое продолжалось до конца лета. За это время удалось найти новые тайтлы,успешно издать несколько новых игр, что и обусловило начало новой фазы роста. Кроме того, некоторые ушедшие от нас бренды, поработав с другими локальными игроками задумались о том, чтобы вернуться к нам.

— Кирилл Петров

About the author

Оцените статью