Спор между стартапером Степаном Даниловым и участниками сообщества «SMM-тусовочка» заставил редакцию Редакция задуматься о том, как именно компания должна работать с маркетингом в социальных сетях .
В корпоративном SMM стоит выделить три подхода: либо сотрудники компании справляются с социальными сетями своими силами, либо нанимают для этого специально обученного человека, либо отдают ведение страниц стороннему агентству.
выслушали мнения трёх экспертов по SMM и предлагает читателям обсудить эффективность того или иного подхода.
Катерина НечаеваSMM-специалист «2 берега»
Самая большая проблема аутсорса в том, что никакое агентство не будет любить ваших клиентов так, как его любит сама компания. Аутсорс не даёт полного погружения в атмосферу компании, миссию бренда. Это большой минус, особенно если вы хотите в своей стратегии использовать сториттелинг или у вас максимально клиентоориентированный бизнес.
Проблема аутсорса — в профессиональном, но «холодном» SMM. Как минус отмечу и увеличение бухгалтерской и юридической бюрократии. Но есть вещи, которые можно, а некоторым и нужно, отдавать на аутсорс: ведение рекламных кампаний, создание вики-разметок, посев, и, возможно, дизайн.
Но, если честно, найти в штат хорошего SMM-специалиста, который не перегорит через год работы над одним проектом, сложно. Большинство из них выбирают работу в агентстве или фриланс.
Михаил Кафановсооснователь агентства «Мохнатый сыр»
Нет особого секрета в том, что мелкий и средний бизнес в подавляющем большинстве не понимает, как выстроить работу с социальными медиа. Именно поэтому первый обращается к услугам некомпетентных шарлатанов, а второй — к небольшим агентствам. Второй вариант не всегда плох, но окупаемость инвестиций при таком подходе никогда не будет высокой.
На самом деле абсолютному большинству таких компаний не нужно дорогостоящее сотрудничество с агентствами. Это крупным брендам приходится в одном лишь микроблоге ответить на сотню гневных твитов за день. Крупные же бренды связывают ограничения юридического отдела и длительные согласования. Малый и средний бизнес работает с социальными медиа без этих досадных сложностей.
Лучший SMM для таких компаний делается инхаус. Сотрудник должен любить (хотя бы немного) компанию и понимать продукт, тогда и аудитория бренда в социальных медиа останется довольна. Какими бы талантливыми ни были агентские копирайтер и менеджер, в условиях множества клиентов и «потогонки» они не проявят себя лучше специалистов в штате.
И все бы было хорошо, но на рынке труда просто нет этих специалистов. Курсы крупных агентств стоят дорого, но пользы приносят мало. Единственное практическое применение сертификата с таких курсов — повесить в рамочку с подписью «вот так ты просрал 35 тысяч, не повтори эту ошибку».
Если вам повезет найти профессионала, то не отпускайте его. Даже если любите.
Михаил КазаковSocial Media Director в Pichesky Digital
Внутри или снаружи? Вопрос неоднозначный. Если ты маленький ресторан, то, наверное, тебе логичнее вести страницу в Facebook силами собственного пиар-менеджера. Но если ты крупный бизнес, то будет очень странным решением развивать непрофильную экспертизу у себя внутри — затраты вырастут. Именно поэтому никто из глобальных компаний этим не занимается, а покупает у агентств. К слову, многие не содержат юристов и бухгалтеров, а тоже покупают эти услуги на стороне. Задорого. Вопрос — почему?
Если ты разработчик очередной «мяушки» и мыслишь про соцмедиа в формате «5 тыщ лайков», то тебе, наверное, далее читать чревато многочисленными шейрами мозга.
Давайте издалека. Чем социальные медиа и диджитал в целом принципиально отличаются от любого другого канала? Да ничем. Если продажи, например, FMCG-категорий полностью зависят от охвата, то логично, что они идут в телевизор. Однако аудитория очень сильно сместилась в интернет и перестала смотреть телевизор. И вот гиганты маркетинга задумались, а где теперь ловить свою аудиторию, которой сейчас 15-35 лет? Радио они не слушают, телевизор почти не смотрят, газеты — а что это вообще такое?
И вот теперь поближе. Вся молодая и покупательски активная аудитория проводит огромное количество времени в интернете. Причем соцсети это самый потребляемый сервис. Появилась целая прослойка only social users — пользователей, которые не заходят в интернет дальше своих аккаунтов в соцсетях. А зачем? Там и развлечения, и новости, и друзья.
Вопрос для маркетолога в другом. Видишь ли ты этот потенциал и умеешь ли правильно конвертировать его в свои цели (охват, переходы, установки и т. д.), или ты завис на уровне первичных метрик — подписчиков, лайков, шейров, которые в принципе не могут являться целью, так как сами по себе ничего не значат. Так вот если завис, ты сходи в умное агентство, там тебе расскажут как надо, а эсэмэмщик в штате кроме лайков ничего полезного для тебя не сделает.
About the author