Стартапер Милан Такор, поучаствовавший в двух известных акселерационных программах — Y Combinator и 500startups — в своем блоге на платформе Medium рассказал о полученных впечатлениях и сравнил два инкубатора.
AD публикует адаптированный перевод заметки.
#самизнаетекакиекнопки
Милан Такор, основатель стартапа по доставке косметических и SPA-средств Unwind Me, побывал в обоих акселераторах — и в Y Combinator, и в 500startups. И если о первом, по его словам, известно очень много, то о втором почему-то практически никто не пишет. Такор решил описать свой опыт пребывания в двух инкубаторах и сравнить их между собой.
Если взглянуть на акселераторы со стороны (с расстояния в 10 тысяч футов), то они выглядят почти одинаково.
И Y Combinator, и 500startups предлагают стартапам трехмесяную акселерационную программу и финансирование до $100 тысяч в обмен на долю в 5-7% в компании-участнике. Завершается период обучения очередного набора событием под названием Demo Day, где участники продвигают свои проекты собравшимся, чтобы их послушать, представителям других компаний и инвесторам.
Однако, как отмечает Такор, в стратегии двух крупнейших акселераторов есть фундаментальные различия — например, в идеологии, в том, как их представители отбирают участников и какие качества они ищут в основателях компаний.
Основные особенности 500startups
Акцент на общение с потребителем
По мнению Такора, менторы 500startups делают все, чтобы донести до участников программы мысль, что важнее всего для них — «достучаться» до пользователя. Необходимо рассказывать о своем продукте и продвигать его. «Победители» и «проигравшие» определяются по тому, кто смог быстрее разработать эффективный подход к общению с клиентом.
К каждой компании, участвующей в программе 500startups, прикрепляется тренер, работающий со всеми членами команды один-на-один и помогающий им развить коммуникативные навыки.
Нашим наставником стал Мэттью Берман, сооснователь маркетинговой платформы Sonar. Он сразу приступил к разбору наших ошибок в общении с аудиторией на Facebook. Берман помог нам провести несколько агрессивных кампаний и рискованных экспериментов.
Сообщество
Основатели 500startups, по словам Милана Такора, уделяют особое внимание формированию сообщества вокруг акселератора. Отбирая участников, они принимают во внимание то, будет ли команда активно общаться с остальными, помогать другим компаниям и всячески поддерживать сложившуюся атмосферу взаимопомощи и поддержки.
Совместная работа с другими участниками набора в общем коворкинге
Все стартапы, принимающие участие в программе 500startups, работают в общем опенспейсе — и вместе проходят путь от самого начала до Demo Day. Это помогает основателям компаний знакомиться и общаться друг с другом, делиться опытом и получать множество полезной информации от коллег.
Менталитет
Все участники акселератора готовы бороться за свой проект до конца, а основатели 500startups пытаются донести до них мысль, что даже если все получилось, не стоит сидеть сложа руки. Нужно научиться постоянно беспокоиться о своих клиентах, пользователях, инвесторах, партнерах, команде или хотя бы о ценах на офисную мебель.
Основные особенности Y Combinator
Фокус на экономический рост и на создание чего-то, что нужно людям
Стратегия Y Combinator заключается, по словам Такора, в следующем — обнаружить, что нужно пользователю, и сосредоточиться на экономическом росте. Именно этим и должны заниматься основатели компаний — причем не в общем коворкинге, а в собственном офисе. С другими командами они встречаются лишь когда приходят на ужины с партнерами или на другие события.
Партнеры
Все партнеры Y Combinator, как отмечает Милан Такор, — невероятно успешные люди, владеющие собственными компаниями. Они, однако, не выглядят как «хардкорные инвесторы». Они искренне хотят помочь каждой команде и охотно делятся с ними своим опытом.
Одни из лучших моментов пребывания в Y Combinator — когда партнеры проекта рассказывали нам о решении проблем, с которыми сталкиваемся мы — причем честно и открыто. Размещение акций, судебные иски, неудавшиеся поглощения — об этом вам больше нигде не расскажут.
«Элитное» сообщество
Милан Такор отмечает, что основатели других компаний из его набора казались ему выдающимися людьми — стоит ли говорить о том, какое восхищение он испытывал перед партнерами Y Combinator. Команда Такора получила консультации у самых успешных выпускников акселератора по всем волновавшим её вопросам — в том числе, юридическим и корпоративным.
Бренд
Y Combinator имеет большой вес в профессиональном стартап-сообществе — лучше всего, по словам Такора, это ощущается на выпускном Demo Day, где собираются лучшие инвесторы и компании в Сан-Франциско. Команда Милана Такора получила около 30 предложений от инвесторов и еще около 30 контактов компаний, которые готовы были обсудить возможные сделки.
***
По словам Такора, нельзя говорить о том, что какой-то из акселераторов — 500startups или Y Combinator — хуже или лучше. Они попросту очень разные.
500startups — для активных предпринимателей, которые намерены организовать глобальную компанию и готовы работать на свою цель не покладая рук. Y Combinator ищет яркие проекты, которые обещают сумасшедший рост и предлагают нестандартную бизнес-концепцию.
500startups больше подойдет тем основателям, считает Такор, которые хотели бы узнать, как устроена стартап-индустрия, понять, как нужно работать с продуктом, как продвигать его на рынке и привлекать первых пользователей. Партнеры 500startups ищут надежные бизнес-модели, которые могли бы стать отправной точкой для успешного развития компаний.
Y Combinator предназначен для тех предпринимателей, которые уже доказали состоятельность своей концепции и готовы к взрывному росту своей аудитории. Акселератор старается инвестировать в нестандартные сферы и технологии, делая ставку на яркие и перспективные команды.
Лично я извлек больше пользы из занятий в 500startups, но моя компания, несомненно, больше выиграла от участия в Y Combinator. В 500startups я научился обсуждать проблемы и помогать другим, все команды поддерживали друг друга и вместе создали потрясающую атмосферу.
В Y Combinator мы проверили уже имевшуюся у нас бизнес-модель и достигли быстрого роста. Оба сообщества уникальны, и я очень рад, что смог стать частью обеих программ.
About the author