Международная консалтинговая компания A.T. Kerney опубликовала отчет о поведении покупателей из разных стран в интернете. Из него следует, что россияне не слишком активно покупают товары в сети, зато почти чаще всех «сидят» в социальных сетях. приводит основные выводы отчета
В исследовании участвовали около 10 тысяч человек из 10 стран мира, выходящих в сеть как минимум один раз в неделю. Целью исследования было понять, как ведут себя покупатели в интернете.
Авторы отчета сделали несколько важных выводов:
1. Люди выходят в интернет постоянно. Хотя входные условия для участников не были жесткими — 50 процентов из них подключались к интернету каждый час.
2. Люди выходят в интернет, чтобы удовлетворить четыре базовых желания: общение, самовыражение, изучение и комфорт. Но в разных странах — разные приоритеты: в Китае, например, ценят самовыражение намного больше, чем в России.
3. Больше всего времени люди проводят в социальных сетях. Для генерации интереса к брендам и продуктам соцсети подходят идеально. Однако прямой зависимости между числом пользователей социальных сетей и числом покупателей нет.
4. Поп-апы на удивление эффективны, но только в развивающихся странах. Перед всплывающими рекламными окнами и баннерами не могут устоять жители Китая, Бразилии и Нигерии.
5. Онлайн- и офлайн-магазины уже идут наравне. Больше покупок до сих пор совершается в обычных магазинах, но более половины участников эксперимента сказали, что предпочитают онлайн-шопинг.
Активность в интернете
По этому показателю уверенно лидирует Бразилия. 51% участников находился в сети постоянно. Россия оказалась в середине списка с 32% — это больше, чем в Японии, США и Великобритании, но меньше, чем в Южной Африке и Нигерии. А вот количество тех, кто выходил в сеть только раз в день или меньше, везде невелико — от 5% до 11%.
Лидерство Бразилии и Нигерии авторы объясняют тем, что в этих странах живет молодое население, хорошо знакомое со смартфонами. Но с компьютеров люди до сих пор выходят в интернет чаще, особенно в Японии — 79%.
Мотивация пользователей
73% респондентов назвали связь с другими людьми ключевой причиной, из-за которой они выходят в сеть. Но среди россиян показатель оказался существенно ниже — 61%. В Японии же общение с друзьями и близкими интересует вообще только треть опрошенных.
Японцы, кроме того, совсем не ценят интернет как средство выражения собственного мнения — 30%. Вообще это оказалось свойственно для стран с высоким уровнем жизни и развитой демократической системой — Германии, Великобритании и США. Россия опять оказалась посередине — между США и Бразилией.
Респонденты из всех стран мира практически одинаково (почти везде больше 90%) используют интернет для изучения новых явлений и понятий. Россияне здесь оказались в лидерах — 98%. А еще они ценят интернет за гибкий выбор развлечений — это отметили 96%.
Время в интернете
Пользователи из Индии, Нигерии, Бразилии и России больше половины своего времени в сети тратят на социальные сети, предпочитая их шопингу и развлечениям. Немцы и японцы любят покупать товары в интернете почти так же, как общаться в социальных сетях.
Решение о покупке
В целом, люди старше 46 лет редко принимают решения о покупке, основываясь на лайках и другой социальной активности друзей. Само собой, более молодые люди сильнее подвержены влиянию социальных сетей. Однако группы тех, кому 16-25 лет и 25-35 лет, демонстрируют идентичные показатели. Треть из них доверяет социальным сетям в вопросе покупки, треть доверяет время от времени, а еще треть доверяет редко или вообще не доверяет.
Меньше всего доверяют мнениям друзей в интернете американцы. Пользователи из Китая, Индии, России и Бразилии друзьям верят больше.
Покупки онлайн и офлайн
54% процента людей заявили, что предпочитают покупать товары в интернете. Хуже всего дело обстоит среди россиян, японцев и южноафриканцев — только 35 процентов из них предпочитают интернет-магазины обычным.
Среди онлайн-магазинов популярнее всего специализированные. В Великобритании, Японии и Германии в них предпочитают покупать больше 90% респондентов. В России — 68%. Из других цифр нужно отметить невысокую популярность среди наших соотечественников туристических агрегаторов — 16%. Это самая низкая цифра среди всех стран-участников опроса.
Россияне предпочитают приобретать в интернет-магазинах электронику и бытовую технику (эти сегменты популярны и в других странах). Из общей картины выделяется то, что россияне неохотно покупают в сети музыку и фильмы. В США и Великобритании их приобретают более 70%, а в России — только 43%.
Среди компаний лидируют гиганты онлайн-бизнеса — Amazon и eBay, но в отдельных странах сильны местные игроки: Flipkart в Индии, Jumia в Нигерии, Ozon в России.
Типы покупателей
Исследователи полушутливо разделили всех покупателей на четыре типа — «онлайн-чемпионы», «социальные животные», «дельцы» и «консерваторы» (bricks, no clicks). В России лидируют «социальные животные» (33%) и «консерваторы» (32%).
«Социальные животные» — это люди, которые активно серфят, пользуются смартфонами, любят общаться с людьми, но предпочитают покупать товары в обычных магазинах, просто потому что для них важен этот социальный опыт. Интернет они используют для того, чтобы изучить все возможные варианты перед покупкой. На них слабо действует реклама в интернете, а клики нечасто приводят к конверсиям. Их непросто раскусить, хотя это привлекательная аудитория для брендов с точки зрения онлайн-активности.
«Консерваторы» вообще почти ничего не покупают в интернете. Они используют только те сайты и сервисы, к которым привыкли, и никакие другие. Как и «социальные животные», они демонстрируют нордическую стойкость к рекламе и плохо конвертируются в покупателей. Авторы исследования считают, что «консерваторов» эффективнее всего привлекать через другие каналы коммуникации.
About the author