6 марта «Ведомости» сообщили, что российское правительство обсуждает введение дополнительного налогообложения для иностранных интернет-компаний. Затем холдинг Mail.Ru Group заявил, что одновременно стоит также дать льготы российским компаниям.
Интернет-эксперт Антон Меркуров на своей странице в Facebook назвал этот шаг ошибочным — государству стоит, по его мнению, способствовать приходу на рынок иностранных ИТ-компаний, что окажется более полезным в долгосрочной перспективе.
#самизнаетекакиекнопки
Антон Меркуровинтернет-эксперт
Доля интернета в ВВП России — 2%. Для сравнения, в Великобритании — 7%. Подробно об этом
тут.
Чтобы корову доить и это не сильно влияло на страну, надо иметь эти самые 7%. Как было в случае налоговых претензий к Amazon.
Логика пути импортозамещения, контроля персональных данных и реестра запрещенных сайтов актуальна исключительно внутри государственной инфраструктуры, в которую входят и госуслуги, и почта премьер-министра.
Это правильно как политически — чем больше государство вложит в развитие собственной ИТ-инфраструктуры в самом широком её понимании, тем лучше, — так и стратегически. Кремль и даже правительство должны перейти на
YotaPhone, а те кто попроще, на телефоны Taiga от Натальи Касперской.
Почитайте доклады Департамента информационных технологий города Москвы — мы же как-то, пусть со скрипом, скандалами и прочим — двигаемся в светлое будущее.
Но это все, как и налог на интернет, должно касаться исключительно того, что обеспечивает функционирование всех многочисленных ведомств и аппаратов. Все остальное: образование, частная жизнь граждан или та же электронная коммерции тут не причем. За исключением случайного желания государства из-за избытка денег что-нибудь просубсидировать.
Чтобы росла доля интернет-экономики в ВВП, при нынешних цифрах со всего минимально высокотехнологичного надо пылинки сдувать. Молить ИТ-компании, чтобы они приходили в Россию. Сколково? Большие компании, большие имена? Помните? Что сегодня? Вывозят офисы, усиливают политическое взаимодействие, рискуют потерять рынок. Не очень хотят работать с Россией, санкции и прочее.
А теперь о масштабах. Деньги, о которых идет речь, это миллиарды рублей в год. Мобильные приложения — весь рынок 10 млрд. Налогов «Яндекса» 5 млрд в год. Налогов Google сильно меньше, в силу ряда обстоятельств. В общем, в теории, в результате подобного маневра можно единоразово в бюджет слупить еще, предположим, 5 млрд.
Сиюминутное желание по-легкому снять $80 млн, что в масштабах мировых компаний, типа упоминаемых Google и Apple, не деньги, и в масштабах бюджета РФ тоже не деньги, обернется очередным репутационным и инвестиционным ударом по России вообще, и интернету в частности.
Вы же знаете, что Элон Маск, что спутники, что биотехнологии, электромобили, криптовалюты и марсоход Curiosity? Вот когда все это будет в России, когда речь пойдет о миллиардах, то есть когда корову будет действительно иметь смысл доить, тогда и приходите.
А сейчас пылинки сдувайте.
About the author