Основатель венчурной компании Ignite Пол Смит написал материал о том, почему предпринимателям не стоит приукрашивать достижения своего проекта в презентациях .
Смит рассказывает о том, что один из предпринимателей, компанию которого он консультировал, попросил разрешения указать его в качестве ментора в презентации проекта. Презентацию планировалось показывать потенциальным инвесторам, на которых команда стартапа хотела произвести впечатление.
Пол Смит
Смит признается, что несмотря на то, что подобное внимание было ему приятно, он все-таки не разрешил явно подчеркивать свою связь с компанией.
Если инвесторы позвонят мне и спросят, насколько сильно я вовлечен в дела компании, я буду вынужден честно ответить, что не особенно участвую в её жизни. А значит, наличие моего имени в презентации никак не поможет проекту. […] Не думаю, что стоит использовать мое имя при поиске финансирования и вводить инвесторов в заблуждение.
По словам Смита, подобная тяга стартаперов к выставлению своего проекта в наилучшем свете представляет собой проблему — инвестор назвал это явление «питч-порно».
В чем проблема
По мнению основателя Ignite, как и обычное порно, питч-порно апеллирует к внешним образам, которые могут не иметь с реальной жизнью ничего общего.
И, как и обычное порно, питч-порно может убить отношения.
Когда основатель компании в ходе выступления упоминает множество звездных клиентов, забивает слайды логотипами знаменитых компаний, а затем рассказывает об уважаемых менторах, экспертах и евангелистах, чтобы произвести впечатление на аудиторию — это яркий пример питч-порно, считает Смит. Инвестор говорит, что информация о клиентах обычно не является полной выдумкой, но может довольно сильно расходиться с реальным положением вещей.
Эти так называемые «клиенты» часто просто заказывают бесплатный пробный период использования продукта или вообще просто подписываются на рассылку стартапа — но даже это позволяет записать их в категорию «клиенты». Если же представитель бренда ответил на послание основателя проекта, то подобная ситуация обычно описывается фразой «мы ведем переговоры».
Схожим образом дело обстоит и с указываемыми в презентациях советниками и менторами. Очень часто эти люди не имеют никаких официальных связей со стартапом и долей в компании, а также не принимают никакого участия в её жизни, ограничиваясь редкими ни к чему не обязывающими советами.
Смит говорит, что питч-порно процветает на любых мероприятиях, посвященным стартапам, и это очень опасная тенденция. Инвестор приводит в пример историю из личного опыта. Команда одного стартапа представляла проект в офисе его венчурной компании и также демонстрировала слайд со списком, как утверждалось, платящих клиентов. К несчастью основателей, один из партнеров Ignite знал владельца упомянутой в списке компании. До того, как предприниматели закончили выступление, он написал сообщение владельцу компании с вопросом об опыте сотрудничества со стартапом.
Питч еще не закончился, но адресат ответил, что его компания совершенно точно не использует продвигаемый продукт. Компания не получила инвестиций.
Никакого порно
Пол Смит говорит, что его венчурная компания требует от предпринимателей более взвешенно подходить к своим словам — если стартап заявляет о наличии известных советников и менторов, то он должен предоставить документы, подтверждающие связь этих людей с компанией. Для того, чтобы внести какую-то компанию в список своих клиентов, нужно продемонстрировать счета об оплате услуг, подписанный окончательный или, хотя бы, предварительный контракт.
Инвестор говорит, что команде начинающего стартапа тяжело противостоять искушению облегчить себе путь к успеху, немного приукрасив текущие достижения. Однако крайне важно всегда оставаться честным с партнерами, иначе в самый неподходящий момент могут возникнуть проблемы. Порно не место на сцене перед аудиторией, считает Смит. Мир слишком тесен, и никто не хочет оказаться в ситуации, когда его поймали на вранье.
About the author