Рекрутинговая компания Hays совместно с агентством интегрированных коммуникаций Comunicа поделилась с AD результатами исследования рынка труда в сферах digital и ecommerce под названием Digital People-2015.
Аналитики выяснили, насколько востребованы специалисты этих областей, какими профессиональными навыками они обладают, что ждут от них работодатели и что считают наиболее трудным в работе с ними.
Рынок труда
- 86% компаний ищут специалистов в сферах digital и ecommerce.
- У 98% опрошенных работодателей есть вакансии в данной сфере, а в 64% случаев они появляются два раза в год и чаще.
- 51% компаний собирается увеличивать штат digital и ecommerce-специалистов в 2015 году.
- 46% планируют оставить его без изменений.
- Только 3% намерены его сокращать.
Исследование определило проблемные зоны во взаимоотношениях работодателей и их потенциальных и действующих сотрудников.
- Около 70% российских работодателей не готовы обеспечить digital-специалистам гибкий график. В то же время таких условий ждут 50% кандидатов на вакансии в сферах digital и ecommerce.
- 77% соискателей хотели бы получать материальные бонусы за достижение поставленных результатов, однако на это готовы 54% компаний.
- 55% работников ждут возможности получать дополнительное образование, но предоставить ее собираются 39% работодателей.
Тем не менее, в оценке главных источников мотивации обе стороны сходятся. Самым важным в работе они считают интересные проекты и профессиональную команду.
Есть расхождения и в том, как работодатели и кандидаты представляют себе компетенции и профессиональные навыки digital- и ecommerce-специалистов.
В сфере digital работодатели ждут меньшего, чем кандидаты способны им предложить, — почти по всем пунктам возможного списка навыков. По мнению работодателей, digital-профессионалам не хватает только знаний и опыта работы с контекстной рекламой.
Соискателям на вакансии в сфере ecommerce, наоборот, не хватает квалификации. Среди навыков, которые работодатели считают необходимыми для сотрудников — опыт планирования ассортимента и работы с ценообразованием. Особенно проблемная зона — опыт работы с CRM и директ-маркетингом. Эти навыки считают нужными 85% работодателей и только 52% соискателей.
Образование
По сравнению с прошлым годом, в России растет популярность дополнительного образования в сфере digital-маркетинга, ecommerce, рекламы и PR. Если в 2014 году оно было у 45% опрошенных, то в этом году его имеют уже 61%. При этом 13% из тех, у кого его нет в перечисленных сферах, планируют заняться этим вопросом в следующем году.
«По нашим данным, 42% из тех, кто платит за дополнительное образование в области digital-маркетинга, ecommerce, рекламы или PR (а это как работодатели, так и работники), тратят на него менее 10 тысяч рублей, — отмечает генеральный директор Hays в России Алекс Штейнгардт. — Это свидетельствует о востребованности различных онлайн-курсов, вебинаров, интенсивов и прочих недорогих форм обучения».
Заработок и карьерный рост
Взгляды на фриланс-работу
- 72% работодателей положительно относятся к тому, что сотрудники ведут фриланс-проекты в свободное от работы время.
- Тем не менее, 57% работников совсем этого не делают.
- А 79% тех, у кого есть фриланс или подработка, зарабатывают на них менее половины одной своей зарплаты.
- Digital-специалисты предпочли бы зарабатывать больше на основном месте работы: в этом году 93% опрошенных ожидают повышения зарплаты на 10% и больше.
- При этом 42% кандидатов среди digital-специалистов хотят развивать свой бизнес.
Оценка идеального карьерного роста
Не совсем совпадает то, как кандидаты и работодатели воспринимают идеальный карьерный рост.
- 30% специалистов ecommerce хотели бы занять должность генерального директора проекта, но только 11% работодателей считают такое развитие событий возможным.
- 77% работодателей скорее склонны сделать менеджера руководителем отдела, но эта перспектива притягивает лишь 30% кандидатов.
- Только 17% digital-специалистов хотели бы перейти в департамент маркетинга, тогда как подобное повышение является вторым по вероятности, по мнению работодателей (за него проголосовали 30% опрошенных).
- 84% кандидатов считают очень важным качеством для себя умение управлять командой, но лишь 60% работодателей с ними согласны. То есть количество желающих стать руководителем превышает спрос.
Главные сложности в подборе профессионалов digital-сферы и в работе с ними
- Завышенная самооценка кандидатов возглавляет этот рейтинг. В 2014 году на нее жаловались 44% работодателей, в этом — уже 74%.
- Завышенные ожидания кандидатов в отношении карьерного роста и уровня дохода. В прошлом году на это сетовали 81% работодателей, в этом — 66%.
- Отсутствие готовности работать под чьим-то руководством. В 2014 году это были 37%, сейчас показатель сократился до 8%.
Исследование Digital People-2015 представляет собой анализ данных, полученных более чем от 200 профессионалов сферы digital (digital, SMM, ecommerce), руководителей отделов HR и генеральных директоров бизнесов. Участие в опросе приняли лидирующие международные и российские компании из разных сегментов — от фармацевтики до FMCG и ИТ, а также рекламные и коммуникационные агентства.
About the author