Технический директор аналитической платформы Kepler Analytics Том Якобс написал для издания TechCrunch колонку, в которой предложил способ определения стартапов, потенциально стоящих миллиарды долларов, ещё на ранней стадии. По его мнению, всё сводится к моделям человеческого поведения.
«Конечно, Airbnb стоит миллиарды долларов. Стартап работает с ценным активом, потенциал которого до стартапа никто не понимал», — начинает Том Якобс.
Конечно, Uber стоит миллиарды долларов. Традиционные сервисы такси дорогие, ненадёжные, и пользоваться ими — сплошное мучение.
Автор предлагает вспомнить 2009 год, когда мир впервые услышал об Airbnb. Том Якобс говорит, что его первым опытом использования Airbnb стала сдача своей квартиры на месяц во время рабочей командировки. В то время, по словам Якобса, сервис ещё не был так популярен, а уже существовавший CraigsList помог бы сделать то же самое — но Airbnb предлагал пошаговую инструкцию, как разместить объявления, и интерфейс сервиса в целом был гораздо приятнее.
Трэвис Каланик, основатель Uber — знакомый Тома Якобса. Когда Каланик впервые рассказал Якобсу о своей идее, тот отнёсся к ней прохладно: «Я подумал, что ни я, ни мои знакомые, вероятнее всего, не стали бы пользоваться подобным приложением — просто потому, что я вообще редко пользовался такси из-за его высокой стоимости».
Однако Каланик не отступал — он задумал создать сеть, с помощью которой любой пользователь может связаться с тем, кто готов куда-то его отвезти.
Оглядываясь назад, я понимаю, почему эти стартапы смогли так быстро завоевать аудиторию и сейчас растут бешеными темпами.
Но в 2009 году, говорит Якобс, всё было не так очевидно. Однако, отмечает он, чтобы понять, как можно вычислить миллиардный стартап ещё на ранеей стадии, следует обратиться именно к 2009 году — и проанализировать, что в то время могло натолкнуть создателей на мысль о создании сервиса, который сейчас оценивается в миллиарды долларов.
Как спрогнозировать, что компания может стать «единорогом»
Якобс выделил несколько направлений, в которых развивается большинство успешных стартапов.
- Dropbox, Box, Evernote, Slack — делают использование компьютеров удобным.
- DeliveryHero, Instacart, Spotify — позволяют пользователю получить то, что он хочет прямо сейчас.
- Atlassian, MongoDB, IronSource — программное обеспечение, которое помогает бизнесу наращивать темпы развития.
- Square, Stripe — делают вещи, которые раньше были сложными, гораздо проще.
- CloudFlare, AWS — выводят интернет на новый уровень.
- Shopify, Otomettik, SurveyMonkey, HootSuite — помогают управлять целой компанией, находясь где угодно.
- Xiaomi, Dianping, Meituan, Koudai, Lashou, Sogou — эти компании из Китая. Китай быстро захватывает рынок.
Как отмечает Якобс, сейчас рынок переживает бум стартапов из второй категории: «Не удивлюсь, если следующим крупнейшим стартапом окажется какой-нибудь Uber для печенья».
Общая тенденция, по мнению Тома Якобса, заключается в том, чтобы вычислить, как ведут себя пользователи и предложить какую-то новую технологию, которая поможет сделать то, что люди делают каждый день (или делали бы, если бы это было более доступно), в разы дешевле и удобнее.
Мощные технологии лежат прямо у нас в кармане — но до недавних пор почему-то никто не догадался установить связь между ними и миром вокруг — банками, ресторанами, людьми.
Таким образом, считает Якобс, чтобы определить, станет компания «единорогом» или нет, нужно понять, какие модели поведения окажутся определяющими через несколько лет.
В поледние несколько лет человечеством завладел интернет — он, по словам Якобса, пришёл из ниоткуда и теперь доступен каждому — причём на достаточно высоких скоростях, чтобы пользоваться им было удобно практически в любой ситуации. Появились социальные сети и сообщения.
В следующие десять лет, по мнению Якобса, мир захлестнёт волна отказа от работы в офисах и индивидуального предпринимательства — сейчас около 30% работающих людей в США являются фрилансерами, и в следующее десятилетие, считает автор материала, эта цифра вырастет до 40%. Соответственно, говорит он, востребованными окажутся стартапы из шестой категории — которые помогают управлять делами целой компании в одиночку.
Успешными смогут стать компании, которые помогают самостоятельно зарабатывать деньги даже тем, у кого нет каких-либо технических навыков, позволяющих стать фрилансером — так, Uber позволяет каждому получать деньги за развоз людей, Airbnb — за сдачу пустой квартиры в аренду, Etsy — продавать товары ручной работы.
От других специализированных сайтов эти сервисы отличает простота использования и понятный для каждого интерфейс — для того, чтобы зарабатывать на поездках, не нужно устраиваться в таксопарк, чтобы сдавать квартиру, не нужно проходить сложные процедуры, для того, чтобы продавать собственноручно сделанные украшения, не нужно вкладывать тысячи долларов в открытие своего магазина.
Возможно, говорит Якобс, востребованными окажутся и какие-то другие модели поведения, но чтобы предсказать успешность того или иного стартапа, нужно ориентироваться на то, насколько вероятно, что он «оседлает» какую-то тенденцию.
About the author