4 декабря PR-директор Фонда развития интернет-инициатив Мария Лапук опубликовала на своей странице в Facebook запись, в которой обвинила одну из пассажирок самолета, на котором она летела, в неподобающем поведении . По её словам, представительница «известного агентства» публично рассказывала «как дает откаты и какие тендеры выигрывает — называя клиентов и имена».
Заметка спровоцировала бурную дискуссию — с упоминанием Тины Канделаки, YotaPhone и переходом на личности.
Представитель консалтингового агентства Newmann Bauer Андрей Баранов счел, что поведение девушки — обычное «женское хвастовство», и обращать на него внимание не стоит. Ученый Михаил Бреслер в шутку предположил, что пассажирка пьяна, и скоро «начнет рассказывать о личной жизни».
Представитель агентства LS:Digital Майк Нимов на прямой вопрос (правда, в шутливой форме), дает ли он сам откаты, ответил утвердительно.
После этого участники обсуждения вспомнили коммуникационное агентство «Апостол», одним из партнеров которого является известная телеведущая Тина Канделаки. Нимов и присоединившийся к дискуссии специалист по интернет-маркетингу Ришат Шигапов сошлись на том, что «Апостол» получает до 90% откатов. Никаких доказательств своим словам они, правда, не привели.
Генеральный директор «Апостола» Cергей Скрипников призвал нападавших оперировать фактами — чтобы не «смотреться на публике как бабушки, обсуждающие на скамейке Надьку из 27 квартиры». К нему присоединился шеф-редактор ресурса CHEZASITE.com Николай Турубар — он попросил Нимова и Шагипова поумерить пыл.
Нимов заметил, что он лишь констатирует факт — и привел в пример один из самых нашумевших PR-проектов «Апостола» — YotaPhone.
Сооснователь цветочного дома «НэНэ» Нарек Мелкумян считает, что ситуация на рынке — давно не новость, и до 90% тендеров в России — покупные. Ему возразил Павел Таргашин: «Печально читать коллег, которые не знают рынка без отката».
Генеральный директор креативного агентства Misterideas.ru Николай Шкурский предложил легализовать откаты — искоренить их, по его словам, всё равно не получится.
Затем участники дискуссии перешли к обсуждению корпоративной этики — Лапук и ещё несколько комментаторов пришли к выводу, что разговаривать о делах компании на публике неэтично в принципе, о чем бы ни шла речь — выигранных тендерах, откатах или рекламных кампаниях. Более того, во многих организациях существуют документы, запрещающие сотрудникам это делать.
About the author