Обзор автомобильных интерфейсов: Как меняется индустрия под влиянием трендов | Цифровой журнал | about digital

Крупные ИТ-компании все ближе подбираются к автомобильной индустрии. Сначала Apple и Google выпустили интерфейсы для синхронизации смартфонов с мультимедийной системой машины. А недавно на улицах Калифорнии был замечен автомобиль, принадлежащий Apple, со странным оборудованием на крыше и колесах.

UX-дизайнер Илья Александров подготовил большой обзор автомобильных интерфейсов и трендов в индустрии. 

#самизнаетекакиекнопки

Концепции автомобилей будущего

Интересно, как изменятся автомобили и их место в нашем обществе в ближайшем будущем. Например, дизайн-компания IDEO
представляет свой взгляд на этот вопрос.

Другой пример. Texas Instruments создали ролик о том, каким на их взгляд будет driver experience в обозримом будущем:

Представления разработчиков автомобильной операционной системы QNX об интерфейсах будущего:

Наряду с концептуальными роликами о будущем мы можем наблюдать процесс воплощения технологий в жизнь.

Автоматизация и безопасность

Тестирование всем известных
беспилотных автомобилей Google:

Несомненно, за подобными технологиями будущее. Но пока рано говорить о том, что подобные машины полностью заменят водителей. Большинство производителей идут по пути частичной автоматизации. Вот как видит это Mercedes:

Большая часть функций состоит в том, чтобы отобрать у водителя управление, намекая на его несостоятельность:

  • адаптивный круиз-контроль;
  • подруливание по полосам;
  • определение препятствий на пути следования и критическое торможение;
  • автопарковка (помимо Merсedes я встретил примеры у Audi, Volvo, BMW).

Экстренное автоматическое торможение, похоже, модный тренд. Меня завораживает этот ролик, с многотонным грузовиком:

GUI

Спустимся на уровень GUI. О текущем положении дел в этой сфере дизайнером Teehan+lax написана хорошая статья
The State of In-Car UX. Автор сетует на то, что даже покупая автомобиль за большие деньги, вы получаете ущербный по современным меркам интерфейс. 

Хотелось бы выделить в этом плане интерфейсы Tesla, которые сделали смелый шаг и предложили нестандартную пока для автомобилестроения парадигму взаимодействия, чем вызвали много шума:

На мой взгляд, немного перегнули палку,
избавившись от аппаратных кнопок, но время покажет. 

Кстати, часть аппаратных кнопок перенесли на тачпанель не только Tesla. Это решение также можно встретить у Volvo:

Это лишь концепт приборной панели. Обратите внимание на управление климатом снизу панели.

Volkswagen:

Ford:

Цифровые приборные панели

Tesla является одним из примеров тренда перехода автомобилей на цифровые (экранные) приборные панели. Они избавились от аналоговых устройств, оставив только дисплей. А на дисплее выводится любая информация. Интерфейс приборной панели становится «живым» и может адаптироваться под конкретный контекст.

Наряду с Tesla многие современные новинки, представляемые на выставках, снабжены подобными дисплеями.

KIA GT Concept 2014

Можете посмотреть подборку приборных панелей, сделанную Денисом Невожаем. Большинство из них — экранные.

К слову, вот цифровые панели из прошлого:

А вот пример современной, сбалансированной между цифровым и аналоговым подходом панели. Панель Volvo спроектирована с любовью к деталям (ролик про ее создание):

А вот как она используется в формировании отличного driver experience (обратите внимание на UI-детали):

NUI, голосовое управление, HUD, Connected car

Управление жестами:

  • в этом видео с 11 минуты видно, как реализуют жесты в Volkswagen;
  • видео от BMW (с 3:00 минуты).

Управление голосом покрывается как системами CarPlay и Android Auto, так и собственными разработками автопроизводителей. Например, MyFord Touch:

HUD

Если вы внимательно смотрели предыдущие ролики с концептами, вы могли заметить в них элементы HUD (head-up display). Это функция вывода информации прямо на стекло. Обычно туда выводится самая важная информация, чтобы не отвлекать водителя от дороги. HUD может поставляться как заводская опция к автомобилю (например, BMW), а может быть установлена самостоятельно. 

Тут есть два пути. Первый — приложение для смартфона, не требующее физического устройства, типа Hudway:

Физические устройства с проектором — например, Navdy:

Connected car

Это относительно новый термин, который обозначает подключенный к интернету автомобиль и всё, что из этого следует. По факту, большая часть этой статьи раскрывает этот термин. 

Кстати, в России есть сообщество, которое занимается этой темой. 

Инфотеймент-системы

Часто помимо приборной панели в автомобилях есть еще одно устройство с экраном и интерфейсами. В нем размещаются функции развлекательного и информационного характера. Каждый производитель традиционно создавал собственную систему, но недавно на сцену вышли новые игроки — сторонние инфотеймент-системы CarPlay и Android Auto (есть и другие системы, но эти появились особо эффектно). 

Они устанавливаются в автомобиль и замещают часть функций (звонки, сообщения, музыка, радио, навигация). Система синхронизируется со смартфоном, а управлять ею вы можете с помощью голосовых команд, что очень кстати для автомобильного UX.

Многие производители автомобилей, такие, как Volkswagen и Mercedes, на выставках 2014 года показывали свои модели, которые поддерживают эти системы.

Существуют устройства, которые вы можете купить и встроить в свой автомобиль и которые поддерживают обе надстройки. Например, PARROT RNB 6. Это отдельное устройство с Android OS, но на нем также запускается и Carplay.

Обратите внимание, что в интерфейсе присутствуют собственные приложения (например, звонки) и эти же приложения дублируются в надстройках CarPlay и Android. Также добавляется еще один уровень навигации. Немного сомнительно, но нужно пробовать, чтобы сказать наверняка.

Компания Hyundai также поддерживает оба устройства. В автомобиле есть собственная инфотеймент-система, но при подключении Android или iOS устройства, запускается соответствующая надстройка.

Так как надстройка запускается автоматически и при подключении устройства вы сразу оказываетесь в ней, мешанины меньше, но все равно остаются функциональности, которые есть только в нативном приложении, и придется перемещаться между надстройкой и системой Hyundai.

С точки зрения интеграции CarPlay и нативного интерфейса автомобиля интересный подход у Volvo:

На Medium есть статья, автор которой
рассуждает, что в действительности могут дать эти системы автомобильному UX.

Напоследок

NVidia активно продвигает свои «железные» решения в автомобильную промышленность, предоставляя специальные чипсеты для атомобильных компьютеров. Но что более интересно, они также создали инструмент для разработки автомобильных интерфейсов
NVidia Drive Studio.

В Automotive есть специальные операционные системы для автомобильной индустрии. QNX — одна из таких систем. Они чаще всего построены на базе Linux или Android, но есть и решения на Windows.
Вот пример интерфейса на QNX:

И напоследок отечественные разработки:

About the author

Оцените статью