Максим Сундалов, основатель сервиса для изучения английского языка по Skype — Englishdom, — написал для AD колонку о том, как он вместе со своей командой запускал собственную компанию.
Сундалов считает, что главное преимущество школы Englishdom — методология. Предприниматель рассказывает о том, как она сформировалась, как в школу отбирают преподавателей и что ждёт рынок e-learning в будущем.
Привет, меня зовут Максим, я представляю школу изучения английского языка по Skype — Englishdom. Наша миссия — улучшение качества образовательных услуг на рынке СНГ. Мы работаем с 2007 года. За восемь лет e-learning на рынке СНГ эволюционировал от бирж и маркетплейсов к разработке собственных методик и технологических платформ.
Когда мы начинали работу над Englishdom в 2007 году, рынок обучения по Skype только формировался. Ярких игроков в этой сфере не было вовсе. В этой статье я расскажу вам, как это было, и что ожидает нашу отрасль в ближайшем будущем.
1. Есть ли школа без методологии
Изначально нашей целью было построение собственной гибкой образовательной методологии. Технологические возможности, клиентские требования и рыночные условия постоянно влияют на методики. Это — динамичные факторы. Например, если на тот момент Skype был оптимальным техническим решением для коммуникаций между учителем и учеником, сегодня мы уже задумываемся о собственной платформе.
Мы ставили перед собой задачу обеспечить стабильно высокое качество предоставляемых нами образовательных услуг. Рынок даже сегодня перенасыщен «маркетплейсами» — сайтами, на которых учитель создает профиль, заполняет краткую информацию о себе, контактные данные и расценки за урок. Хоть такие ресурсы и конкурируют с нами, это не школы — у них нет программы, нет контроля за образовательным процессом.
Школ, которые ставят перед собой задачи по аналитике и улучшению процесса дистанционного образования, на рынке единицы.
Сегодня у Englishdom более 1500 студентов и 200 преподавателей, и наша методология — актив, который позволил нам достичь таких результатов:
Чтобы построить программу и методику, нужно понимать, какие потребности студента стоят за стремительно растущим спросом на е-learning.
Потребности студента:
- адаптивность коммуникаций;
- гибкость получения информации;
- актуальность образовательной программы;
- кастомизация;
- оптимальная цена обучения.
Мы понимали, что прежде всего студента интересует адаптивность общения с преподавателем и школой. За окнами — 21 век, эпоха Airbnb, постоянных путешествий и смен мест жительства. Студенты хотят перемещаться, не лишаясь возможности учиться. К тому же, дистанционное обучение позволяет студенту общаться с native teacher, живущим за рубежом, и с которым в ином случае просто физически не получилось бы взаимодействовать.
Именно адаптивность коммуникаций позволила нам использовать гибкие модели передачи и получения информации. Именно здесь появляется понятие интерактивных уроков — вместо старых избитых упражнений на грамматику и произношение приходят упражнения на комплексное развитие как навыков, так и заинтересованности студента в обучении.
2. За обучением стоит мотивация
Заинтересованность студента становится основным KPI дистанционного образования, особенно долгосрочного, как с точки зрения получения студентом реальных навыков, так и с точки зрения нашего бизнеса. Пожалуй, это — основная цель всей отрасли e-learning — заинтересовать пользователя больше, чем традиционные формы обучения. Поэтому мы должны быть инновационными, технологичными и актуальными потребностям наших студентов.
Заинтересованность (или мотивация) студента в процессе обучения состоит из следующих факторов:
- соответствие профилю — преподаватель должен быть в курсе, что нужно ИТ-специалисту, что нужно журналисту, а что — дизайнеру;
- динамика процесса обучения — ни преподаватель, ни студент не должны «уставать» друг от друга;
- видимые результаты (результативный комфорт) — студент должен видеть, как быстро он достигает цели, поставленные им перед началом обучения;
- обратная связь — не только студент должен получать обратную связь о своих проблемах и успехах от школы, но и школа должна быть заинтересована в обратной связи от студента;
- процессионный комфорт — студенту важно себя чувствовать уютно.
3. Методисты и преподаватели — актив школы
Важнейшее звено коммуникации между студентом и школой — методист. Методист — это человек, ответственный и за методику, и за мотивацию студента. Первое занятие в Englishdom студент проходит именно с методистом. Он подбирает студенту наиболее подходящего преподавателя по психологическому портрету, по внутренней динамике и по уровню владения языком.
В течение всего образовательного процесса именно методист контролирует динамику достижения целей студентом, эффективность методики, получает от студента фидбэк и принимает решения, которые позволяют оптимизировать процесс.
Нередко происходят ситуации, когда новые студенты на пробном занятии переоценивают свои силы и хотят работать сразу исключительно с native speaker. К сожалению, на рынке распространен миф о высокой эффективности подобной модели образования. Но наш опыт показывает, что вещи, которые видятся носителю очевидными (как и нам очевидно, что тарелки на столе стоят, а вилки — лежат), далеко не так очевидны тому, для кого язык не является родным.
В итоге занятия с носителем в долгосрочной перспективе могут даже навредить, а не помочь.
Занятия с носителем полезны в первую очередь для:
- оттачивания навыка разговорного английского;
- снятия психологического барьера в отношении общения с иностранцами.
При этом навыки грамматики наиболее эффективно развиваются в работе с русскоязычным преподавателем. Казалось бы, это мелочь, но сейчас мы видим, как много людей, которые всё равно настаивают на обучении с носителями, в скором времени прекращают занятия или переходят на занятия с русскоязычными преподавателями из-за низкой динамики образовательного процесса.
Очень важно в таких случаях общаться со студентом и доказывать эффективность занятий с русскоязычными преподавателями. Также важно своевременно замечать падение динамики занятий и предлагать смену преподавателя. Именно для этого и работают методисты.
Важно, чтобы методисты взаимодействовали друг с другом. Именно поэтому все методисты у нас работают в офисе, в отличие от учителей, 30% которых работают удалённо и живут в разных частях света. Мы считаем, что наличие офиса помогает нам более плотно работать с методикой, улучшая её на основании опыта взаимодействия наших преподавателей и методистов со студентами.
Основное отличие от бирж, на которых студент может найти разве что профили преподавателей, состоит в плотной работе с преподавательским составом. Каждый новый преподаватель проходит у нас двухнедельную подготовку и адаптацию к нашим методикам.
Очень важно, чтобы преподаватель верил в эффективность дистанционного образования, чтобы он «горел» нашей идеей. Мы всегда ждем от него дебатов и горячих споров, мы отстаиваем свою методику и только когда он ею проникается, начинаем с ним работать. Помимо подготовки, мы проводим еженедельные тренинги и уроки для преподавателей. Это важно, ведь если не развивать наших преподавателей, не будет развиваться школа.
В рамках двухнедельной подготовки мы «вкладываем» в учителя методику, проводим урок по работе со Skype для максимально эффективного использования этой платформы и даём ему провести два-три пробных урока, на которых учим мотивировать студентов. После двухнедельного периода преподаватель проходит дополнительно 15 тренингов, которые раскрывают вышеуказанные вопросы.
Кроме того, каждый урок преподавателя со студентом записывается. У нас есть отдел качества, который постоянно анализирует все записи и следит за соблюдением методик и эффективностью работы преподавателей. Пользовательские оценки качества собираются методистами у студентов после второго и каждого десятого уроков.
4. Будущее за Big Data
Контроль эффективности методики невозможен без аналитики. На данный момент мы используем базовую аналитику, которую мы можем получить при отсутствии собственной платформы. Мы меряем удовлетворенность студента, динамику достижения поставленных целей, эффективность индивидуальных методик, применяемых преподавателями, длительность и интенсивность обучения студента.
Наша внутренняя аналитика отслеживает:
- уровень интенсивности занятий в школе;
- среднюю продолжительность обучения студентов;
- процент уходящих студентов;
- уровень загрузки преподавателей;
- долю студентов, завершивших образовательный процесс.
Аналитика — это следующий этап развития рынка e-learning. Мы уже сегодня понимаем, что для увеличения эффективности методик завтра необходимо понимать, какие результаты они приносят сегодня. Поэтому возникает необходимость измерять такие KPI, как:
- соотношение слов, сказанных за урок студентом и преподавателем;
- количество совершенных ошибок за урок;
- соотношение русских и английских слов;
- динамика темпа речи.
Пока что аналитика в e-learning недостаточно развита по причине отсутствия тренда на собственные платформы. Насколько мы можем видеть, рынок приходит к этому только сейчас.
5. Технологические платформы — пропасть близко
Сегодня мы занимаемся разработкой нового личного кабинета студента. Он позволит нам оптимизировать коммуникацию между студентом и школой.
Следующим шагом мы видим разработку собственной платформы. Это достаточно сложный, но обязательный шаг для развития отрасли. Во многом Skype ограничивает нас — он не соответствует всем требованиям образовательного процесса. Платформа должна удовлетворять все потребности студента и преподавателя, предоставлять доступ к аналитике и максимально автоматизировать коммуникации.
Основная трудность состоит в кроссплатформенности. Уже сейчас 30% наших студентов проходят занятия с мобильных устройств. Разрабатываемая платформа должна быть адаптивной и давать возможность использовать любые устройства для выполнения грамматических и интерактивных заданий.
Внедрение собственной платформы — большой шаг, но это будущее. Эта стадия революционна, потому что именно здесь, помимо методик как основного различия, появится технологическая пропасть между школами, которая во многом облегчит, но в чём-то и усложнит выбор студента.
Чтобы написать колонку для AD, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
About the author