Алексей Анкудинов, специалист по интернет-продвижению компании «СКБ Контур», рассказал об основных способах накрутки голосов и о том, как компания боролась с участниками интеренет-конкурса «Я бизнесмен», не желавшими вести себя честно
В последнее время все популярнее становятся конкурсы с определением победителя по итогам интернет-голосования. Мы не стали исключением и третий год подряд проводим конкурс коротких видеороликов «Я бизнесмен», в котором победа зависит в том числе от количества набранных голосов на сайте.
Выбрав такой формат, мы сразу же столкнулись с проблемой накрутки голосов: участники покупали голоса, обещали часть выигрыша проголосовавшим, пользовались призоловами. Но нам было важно сохранить объективность при определении победителя, так что с накрутчиками начали нещадно бороться.
Какие методы оказались успешны, а от каких отказались, — этим я хочу поделиться в данном материале.
Итак, сначала вкратце о механике нашей голосовалки. Для того, чтобы поставить лайк за тот или иной ролик, нужно оставить в форме голосования номер своего мобильного телефона. На него придет СМС с уникальным кодом, с помощью которого можно отдать один голос.
Единственное ограничение: с одного номера за все время конкурса можно отправить только пять СМС-сообщений. При желании все голоса с одного мобильного номера можно отдать за один ролик. Такой фильтр был введен для отсеивания ботов.
Как участники набирали большее количество голосов нечестными способами
Способ 1. Сразу же вызвало подозрение, что часть переходов на страницы участников была сделана с различных сайтов, посвященных выполнению мелкой и несложной работы —
SEOsprint.net, WMMail.ru и прочие. За выполнение одного задания (то есть за оставленный голос) участники были готовы платить от 0,5 до 10 рублей.
Описание задания выглядело примерно так:
Поскольку большинство авторов подобных заданий оставляли прямую ссылку на свою работу на
нашем сайте, отследить переходы было достаточно просто с помощью такого полезного инструмента как Google Analytics:
Были даже случаи, когда авторы заданий пытались замести следы реферала, маскируя ссылку — например, в сервисе генерации коротких ссылок 4url.ru мы находили их полный адрес и вычитали такие голоса.
Способ 2.
Покупка просмотров ролика.
Некоторые участники покупали не голоса в чистом виде, а просмотры своего ролика с таргетингом на весь мир. Видимо, в надежде, что за ролик проголосуют даже без знания русского языка:
Нам не жалко просмотров, но все же хотелось более осмысленного голосования. Поэтому такие голоса мы тоже вычитали при итоговом подсчете.
Способ 3. Размещение информации с просьбой о голосовании на различных порталах о конкурсах и в сообществах призоловов (вроде Want2Win и подобных).
Тут все достаточно просто: призолов помогает другому призолову выхватить приз в надежде на ответную помощь в будущем. Такие голоса мы срезали, ввиду очевидного отсутствия реальной заинтересованности в конкурсе у голосовавших.
Способ 4. Сообщения в социальных сетях с обещаниями поделиться призом в случае выигрыша.
Некоторые участники были готовы не только делиться своим призом, но и целиком отдать его проголосовавшим:
Способ 5. Спам-рассылка сообщений в социальных сетях.
Некоторые участники рассылали сообщения на неочевидную выборку пользователей, с которыми они не имели никаких социальных связей. Сообщения содержали просьбу проголосовать за определенный ролик и инструкции, как это сделать:
Способ 6. Покупка нескольких телефонных номеров.
Разумеется, номера всех проголосовавших мы хранили в сверхсекретной базе данных и тщательно их анализировали. К примеру, если мы обнаруживали телефонные номера, которые отличались несколькими последними цифрами, мы вычитали голоса у участника. Поскольку подобные номера, скорее всего, принадлежат одному человеку.
Были и смешные моменты. Когда некоторые исполнители не получали обещанного вознаграждения от заказчиков, они оставляли примерно такие комментарии к ролику на kontur.ru:
Механизмы, которые не сработали:
Ранее мы с подозрением относились к большому количеству голосов, которые пришли с одного IP-адреса. Но, как оказалось, это не всегда показатель накрутки. Так, мы обнаружили, что один из таких «подозрительных» айпишников принадлежит уральскому общежитию, поэтому мы не стали их вычитать.
Итог
На прошлом конкурсе «Я бизнесмен» накруткой воспользовались 20 участников (10 % от общего числа). Всего удалось выявить около 15 100 накрученных голосов (это 22% от общего числа). По нашим приблизительным оценкам участники суммарно потратили на накрутку около 50 тысяч рублей и большое количество часов собственного драгоценного времени.
Хотелось бы отметить, что при обнаружении факта накрутки мы не снимали участника с конкурса, а лишь вычитали накрученные голоса. Тем не менее, ни один из участников, воспользовавшихся покупкой голосов в том или ином виде, не занял победное место. В этом году призов больше, так что мы готовы к новой волне накруток.
About the author