The Kernel, еженедельное приложение к американскому изданию Daily Dot, опубликовало интервью с основателем Telegram Павлом Дуровым, в котором он рассказал о будущей бизнес-модели и ежемесячных расходах на мессенджер.
О волонтёрах
Павел Дуров рассказал изданию, что Telegram привлекает волонтёров для общения с пользователями. При этом сотрудником поддержки на добровольных началах может стать не любой желающий: для этого нужно пройти особый тест и ответить на «сложные вопросы».
О росте Telegram и «ВКонтакте»
Во «ВКонтакте», по словам Дурова, рост был предсказуем — в первый день зарегистрировалось 50 человек, во второй — 60, в конце концов сервис достиг 100 тысяч ежедневных регистраций.
В Telegram другие каналы распространения — если по какой-то причине в стране начинают активно обсуждать Telegram, мессенджер взлетает на верхние строчки рейтинга App Store, и количество ежедневных регистраций заметно возрастает.
В начале сентября [2013 года], когда у нас было только приложение для iPhone, мы заметили бурный рост в Саудовской Аравии — более 100 тысяч регистраций в день. Уже на второй или третьей неделе проекта мы заняли первую строчку в их App Store. Я был очень счастлив. Этот успех немного отличается от того, что мы имели во «ВКонтакте». Там 95% наших пользователей были русскоговорящими. Мы знаем этих людей, понимаем язык и культуру, их образ мысли, их образование, всё. Теперь мы не знаем даже языка людей, которые используют Telegram. Сложно даже начать переводить приложение на арабский, потому что они пишут слева направо — нужно переделывать всё приложение. И это совершенно другая культура. Что-то им может не понравиться, и вы даже не узнаете, почему.
Нам нужно было многое узнать об этих рынках. Это было интересно, потому что мы привыкли быть первыми в России, Украине и Белоруссии. Мы завоевали русскоязычный интернет. К хорошему быстро привыкаешь. Если добавляешь пользователей из других частей света, это иное чувство — волнение, достижение, происходит что-то новое.
Потом мы начали быстро расти в Испании в декабре и январе — без очевидной причины. По-моему, это может быть связано с тем, что WhatsApp попросил большинство своих испанских пользователей перейти на платную подписку. То есть они не отключали пользователей, но продолжали слать уведомления о том, что нужно заплатить.
О деньгах
Павел Дуров описывает Telegram как новый тип организации, противопоставляя его и коммерческим (цель которых — заработок), и некоммерческим структурам (живущим на пожертвования).
Мы похожи на НКО тем, что мы тоже хотим тратить всё, что заработали. В то же время, мы хотим сами себя обеспечивать. Поэтому важный вопрос, который нам задают пользователи: «Отличный продукт, бесплатный, мне он нравится, но что случится через год, два года, пять лет, когда вы наберёте большую популярность и расходы возрастут?»
Когда WhatsApp и Viber достигли этой точки, им пришлось продаться. Их расходы были слишком велики, и они не нашли способ монетизации. У WhatsApp была подписка, но если вы посмотрите на их результаты в 2014 году, то они заработали $25 млн и потратили $280 млн. Это совсем не устойчивая модель.
Мы не хотим вечно сжигать деньги, и мы не хотим зарабатывать больше, чем можем потратить. Мы хотим зарабатывать ровно столько, сколько нам нужно на оборудование, трафик и зарплаты. В нашей команде — лучшие разработчики мира. Некоторые из них были лучшими во «ВКонтакте», и они ушли вслед за мной в Telegram. Они получали предложения от Facebook, Google. Мы не можем мотивировать их опционами, потому что это не частная компания, предназначенная для продажи. Поэтому нам приходится платить им конкурентоспособные зарплаты, иначе у нас не было бы разработчиков.
О бизнес-модели
Сейчас мы не устойчивы; мы просто тратим мои личные средства. Мы хотим, чтобы в будущем компания могла покрывать зарплаты, потому что иначе это нечестно. И я согласен с тем, что это то, куда мы идём, что мы сделаем в конце концов: придумаем устойчивую бизнес-модель.
Я думаю, что мы уже скоро начнём с этим экспериментировать. Это не будет включать платные функции, подписки или рекламу. Telegram всегда будет бесплатным для пользователя. Наша монетизация, скорее всего, будет включать платформу для сторонних разработчиков и разделение доходов.
На данный момент, по словам Дурова, на Telegram уходит около $1 млн в месяц — на это идут средства, полученные предпринимателем от продажи доли во «ВКонтакте».
Если вы хотите придумать бизнес-модель, сперва вам нужно достичь приличного размера. У нас 62 млн пользователей, что является достаточной базой для того, чтобы привлекать сторонних разработчиков, которые могут создавать продукты поверх нашей платформы. Нельзя сделать это в первый же день. Это сложно.
Ты можешь пойти к государству или другому институту власти, который даст тебе денег за просто так, но ни одно государство не даст тебе просто так миллион долларов. Им захочется иметь некий контроль, что разрушит всю идею. Нам повезло, что всё так сложилось.
About the author