Безработный читатель Сергей Немеров прислал в редакцию письмо с ответом на материал «Редизайн: Сайт «Студии Артемия Лебедева» на современный лад». Немеров рассказал, как, по его мнению, он бы провел редизайн популярного среди дизайнеров ресурса.
Сегодня кризис в российском сегменте UX зашел так далеко, что именно сейчас необходимо наглядно показать всем новичкам в профессии, авансом на 10 лет раньше срока присвоившим себе статус «экспертов UX», как же на самом деле осуществляется подход к разумному редизайну даже при отсутствии данных трафика по каждой странице и воронки покупателей в магазине студии. Тем не менее, важно помнить, что в бизнесе определяющим фактором всегда должны оставаться деньги, а не желание затмить своими картинками фламандских живописцев 17 века.
Цели и задачи
Дадим слово Капитану Очевидность: «Любой сайт, информационная система или мобильное приложение разрабатывается или переделывется не просто так, а ради чего-то». Даже если бюджет на редизайн составляет 500 рублей, все равно заказчик так или иначе связывает некие надежды на изменение существующей сегодня ситуации, иначе зачем вообще повышать энтропию во вселенной, осуществляя заведомо бестолковую суету?
Ну а если бюджет на редизайн достигает суммы 500 тысяч рублей и выше — то тут уже можно заикнуться и об измеримых задачах: какие именно числовые показатели и за какой срок должны быть достигнуты, чтобы затраченные деньги и время не оказались бы выброшенными на ветер, а окупились и принесли ощутимую прибыль.
Заказчик редизайна
Известная на всю страну медиаперсона, в первую очередь — блогер и путешественник, и уж потом руководитель собственной студии. Как говорят в таких случаях портфельные инвесторы, перед нами типичный «бизнес одного человека». Представьте сами, например, если завтра Артемий затеряется на необитаемом острове во время очередной экспедиции — будет ли студия без него также избалована заказами и вниманием чиновников высшего ранга? Вырастет ли трафик возбужденных внезапным осознанием собственного таланта юношей в бизнес-линче? Да никогда в жизни.
Всё в студии и на сайте есть Тёма, проекция его личности одушевляет любой текст и пиксель на экране.
И только благодаря фактору одного человека можно констатировать, что сайт сам по себе мегауспешный, очень раскрученный, но, как выяснилось, по мнению некоторых иллюстраторов уже несколько старомодный, особенно на фоне свежих работ в Dribbble от студентов старших курсов.
Что здесь можно хотеть улучшать, во что именно вкладывать деньги и какой еще ждать отдачи от повышения градуса модности?
Рискну предположить и выскажу гипотезу на основе различных отрывочных данных, что Артемий вот уже несколько лет мечтает полностью посвятить себя техническому дизайну, как самому выгодному на сегодня вложению своего креативного таланта. Полностью разделяю это мнение и также убежден, что лучшие дизайнеры должны заниматься созданием неких материальных и легко тиражируемых объектов во всех магазинах и лавках мира, а не расходовать отпущенное жизнью время на создание единичных картинок в вебе, которые еще нужно отыскать в поисковике.
Так или иначе, любой ушедший сегодня в «вещизм» дизайнер, с приходом «интернета вещей» все равно очень скоро вернется в сеть со своими работами, но уже с гораздо более прокачанными скиллами и огромным количеством экспириенса.
Рассмотрим типовых персонажей, чтобы понять примерную стратегию возможного развития сайта.
Потенциальный клиент студии Вавилен Вавиленович
Состоятельный и уважаемый человек, есть известный и отлаженный бизнес, которому настало время придать соответствующее лицо и статус разработкой логотипа, сайта, фирменного стиля.
Что нужно от сайта? Да ничего. Читать каждый день бизнес-линч и злорадствовать чужой тупости — нет времени. Просматривать портфолио работ, чтобы следить за конкурентами — но о том, что Лебедев выполняет какой-то заказ становится всем известно в отрасли за пару месяцев до размещения работы на сайте.
Телефон и почтовый адрес? Секретарша легко найдет за две минуты и то, и другое, и самого Артемия привезут.
Покупать в магазине всякие забавные штучки-дрючки? Не тот статус: сам уже наигрался, а партнеры могут не понять.
Выводы: будет крайне наивно предполагать, что новые клиенты студии привлекаются сайтом. Работает и уже давно сам бренд, существует огромная медиаподдержка, персонаж Тёма известен всем в рунете, у владельца студии есть собственные страницы в «Википедии» и на «Лурке».
При такой всесторонней атаке на заказчика, факт отсутствия на самом сайте свежей работы в портфолио вряд ли повлияет на решение отказаться от контракта на дизайн люков, парков, скамеек и автобусных остановок в городах нашей необъятной родины.
Даже если бы завтра на месте главной страница сайта остался просто один логотип — на загруженности студии до 2018 года это скорее всего не сказалось бы никак, а наоборот еще больше бы добавило такой желанной для владельца скандальности. К тому же, такое решение очень бы гармонировало с последними работами студии:
Ну и сайт соответственно:
Этого было бы вполне достаточно, чтобы лишний раз потроллить и всех конкурентов, старающихся наворотить как можно больше новомодных фишек и анимированных работ в свои портфолио. А тут позиция не просто «сверху», а «над» тщетной суетой остальных неудачников. Мол, пока другие пыжатся над раскруткой себя, мы можем все силы тратить уже на проблемы заказчика, а не на прокачку своей страницы. Сильно, властно, минималистично. Ну а линч можно было бы вынести в отдельный сайт, например.
Завистливый конкурент Гениальда Гениальдовна
Лично видел несколько раз, как лидеры рейтингов рунета и всяческих «Теглайнов» каждый мозговой штурм над новым проектом начинали с того, что открывали сайт студии Лебедева и долго искали что-то похожее. И только после этого начинали креативить сами. А значит, для них свежее регулярно пополняемое портфолио крайне важно — как краеугольный камень в процветании собственного бизнеса.
Также такие персонажи с интересом следят за результатами конкурсов на вакансии, примерно сопоставляя уровень собственных сотрудников, чтобы точнее выставить прайсы.
С любопытством читают и другие новости, покупают себе и друзьям безделушки из интернет-магазина, могут со снобизмом в голосе часами рассказывать, почему Тёма «уже не торт», по памяти наизусть в малейших деталях перечисляя все его работы с 2008 года.
Резюмируем. Какие вещи можно улучшить на сайте для них — сделать больший акцент на продажу товаров через интернет-магазин студии и тем самым наращивать продажи.
И здесь сам интернет-магазин может уже выходить на новый уровень: не просто колонки со сниппетами товаров, а полное погружение клиента в среду, в мир дизайна, где каждый предмет размещен в живом подвижном мире, где он дополняет интерьер, добавляет эмоций, стимулирует креативное начало в человеке.
Если делать ставку на смелый передовой подход, то без трехмерных моделей дома или офиса типичного покупателя не обойтись, в котором все товары студии будут расставлены на столе, развешены на стенах или разложены на кухне. При наведении на каждый товар отображается цена и возможность добавить в корзину. Решение не из дешевых, но дизайнерские вещи должны подаваться только так — в нагрузку со своей атмосферой, с новыми эмоциями, вызванными погружением покупателя в мир творчества и изящных решений.
Сотрудник «Макдональдса», вчера докачавший Photoshop
По три раза в день обязательно проверяют, не обновился ли линч и просят у Деда Мороза каждый год, чтобы туда добавили немодерируемые комментарии. Ненавидят Артемия, так как считают, что он занимает место, предназначенное самой Вселенной для них. Купили десять книжек про дизайн, везде закладка на пятой странице. Купят еще сто книг, как только их поделки в Photoshop начнут приносить их бедолагам-клиентам не только убытки и всеобщие насмешки.
Несмотря на зависть и злобную натуру, в то же время болезненно доверчивы и способны свято уверовать в любую чепуху, типа «за счет кернинга можно утроить продажи подтяжек», или «по прототипу из пяти квадратиков можно предсказывать конверсию до сотой доли процента».
На сайт в целом и в рубрику бизнес-линча в частности и так уже привлечено максимальное количество данной целевой аудитории, ежедневно нуждающейся в порции острой критики или даже в прививке хорошего вкуса. Единственный разумный ход здесь — размещать сниппеты наклеек «Не…, а говно» на странице каждого свежего линча — детям это понравится.
Поскольку именно данные персонажи являются основной силой армии поклонников и хейтеров студии, то новый сайт будет призван еще сильнее разжигать неугасимый интерес к ее основателю, и являться неким дайджестом современных тенденций в дизайне в целом. И здесь мне видится только одно значительное улучшение, которое могло бы еще увеличить аудиторию сайта — видеоконтент.
Учитывая рост пропускной способности интернета повсеместно и тяги молодежи к кратким забавным видеозарисовкам, убежден, что если чего и не хватает текущему сайту — то это ежедневного видео с приветственным словом Тёмы, посредством которого он и будет анонсировать все новости и изменения на сайте:
Полный интерактив для максимального вовлечения и удобство просмотра на любых устройствах, включая смарт-часы, смарт-очки и смарт-утюги. Запись можно обновлять как каждое утро, так и делать типовую на неделю-месяц, только поставляя свежие ссылки на внутренние разделы сайта.
Что же касается внутренних разделов, которые так яростно хотят объединять многие эксперты — то это совершенно лишнее на столь известном сайте. Масса людей уже привыкла к старой навигации и нет оснований заставлять их переучивать маршрут к любимой странице.
Итак
Природа мудра и прекрасна, так как она не терпит пустоты и бессмысленности. Если же всю жизнь лишь бесцельно менять на сайтах картинки в угоду переменчивой моде, не понимая конечной цели, решаемых задач и суммы прибыли своего клиента, то за такую деструктивную деятельность мир обязательно накажет, не сегодня, так завтра.
На самом деле победить бессмысленность бытия проще, чем многим кажется, ведь нужно лишь не лениться задавать себе каждую минуту вопросы: «Зачем я сейчас это делаю?» и «Сколько денег в плюс или в минус это нам даст?». Простые детские вопросы, но как раз именно они символизируют собой ту пропасть, отделяющую российских «экспертов UX» от их западных коллег.
About the author