В редакцию поступило письмо от генерального директора интегратора PinAll Алексея Окары.
В нём предприниматель рассказал, как пытался получить финансовую помощь от Фонда развития интернет-инциатив и поучаствовать в программе малого бизнеса Москвы — и государственные организации не только не приняли стартап, но и, по мнению Алексея, неправильно оценили его финансовые перспективы.
Госфонды разбаловали начинающих предпринимателей. Едва заделавшись стартапером, ты начинаешь ходить по фондами с протянутой рукой — дайте субсидии, дайте преференции.
Мы, как компания, занимающаяся внедрением CRM-систем, прекрасно понимаем: если ваш бизнес связан с продажами в каком-либо виде, то у вас всегда есть источник денег. И это — ваша клиентская база. Её нет? Создайте! Процитирую сейчас вызвавшую в своё время большой общественный резонанс фразу Сергей Капкова: надо «поднять жопу и работать».
Мой рецепт прост и работает, пожалуй, практически для всех: просто проанализируйте собственные продажи — каков процент отказа? Сколько и какого рода усилий нужно приложить, чтобы получить максимальный объём по сделкам, не ожидая субсидий и программ поддержки?
Поддержите себя сами, используйте CRM. Пусть даже поначалу это будут холодные звонки — не надо считать, что вы выше этого. Мы растём с помощью глубокого понимания простой идеи воронки продаж и конверсии по сделкам. Постоянно анализируем собственные продажи. За счёт этого мы поняли, как заводить сделки с определённым потенциалом, и теперь уже точно знаем, сколько мы должны завести сделок, чтобы получить конкретный объём поступлений в этом месяце.
Наша конверсия — 4%. Мы смогли это выявить и научились работать до нужного результата. И я точно знаю, что CRM — это возможность для абсолютно любого начинающего бизнеса.
В апреле этого года наша выручка составила 1,5 млн рублей. Доход за вычетом себестоимости — около 700 тысяч, чистая прибыль — порядка 300 тысяч. Да, это не так много. А много ли дали бы нам госфонды? Мы, кстати, обращались к ним (это не было для нас сверхзадачей — получить субсидии, мы просто решили сделать это для очистки совести).
Так вот, ФРИИ предлагали нам 800 тысяч рублей, субсидия правительства Москвы в поддержку малого бизнеса — 500 тысяч рублей. Две-три месячных прибыли! А за это, например, во ФРИИ пришлось бы отдать 7% бизнеса, и фонд становился миноритарным учредителем — но с едва ли не преимущественным правом голоса.
Особенно меня лично напрягло то, что генерального директора нужно утверждать, и если ФРИИ говорит «нет», ты дальше предлагаешь ему следующих кандидатов. Как будто у меня немерено проверенных партнеров, которых я с лёгкостью готов назначить генеральным директором только потому, что фонду не нравится тот, кого выбрал я.
Но если бы проблема была только в этом. Мы зарегистрировались во ФРИИ, заполнили по процедуре несколько анкет и… получили ошеломительный ответ аналитиков:
ФРИИ Info, 9 апреля в 18:16
Уважаемый проект ООО «Пинол» (106485)!
Благодарим вас за подробную анкету и проявленный интерес к программе финансирования ФРИИ. Ваш проект был рассмотрен инвестиционной службой. На данном этапе мы не можем пригласить вас к участию в ближайшей программе акселерации. Для того, чтобы сориентировать вас по нашим критериям относительно того, над чем вам стоит поработать, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими комментариями по вашему проекту:
Достижимый рынок сервиса ограничен — потолок роста выручки проекта в рамках выбранной ниши оптимистично оценивать в 20-30 млн рублей в год; рынок сегментирован и насыщен рядом прямых и косвенных альтернатив.
Ого, подумали мы. У нас, оказывается, есть потолок, и он уже буквально давит нам на голову. Ну просто мы, видимо, не заметили, что в 2014 году съели половину рынка (у нас оборот был больше 10 млн рублей, а в этом году мы сделаем минимум вдвое больше) — мы-то думали, что до таких результатов, когда одна компания займёт 50% рынка, дело не дойдёт, но экспертиза ФРИИ существенно подняла нашу самооценку. Есть, правда, вопрос — что теперь о нас подумает ФАС?
Дальше — больше.
Мы подготовили и подали документы «Пинол» для внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы. Подали и заявку на получение субсидии начинающим предпринимателям от Москвы. Результата ноль.
И во ФРИИ, и в программе малого бизнеса Москвы мы соответствовали всем заявленным критериям. Это легко проверить по их сайтам — всё доступно.
Почему нам отказали, мы не знаем. Полученные ответы вызывают, мягко говоря, недоумение. Мы не видим в них логики.
Но что мы понимаем теперь точно — государство до сих пор не определилось, проекты в каких отраслях и каких видов оно будет поддерживать. Формально заявлено одно, на деле получается другое.
Предприниматель тратит массу времени на подготовку документов, причёсывает и выверяет их на соответствие предъявляемым требованиям, а ему отказывают — и невозможно понять, почему.
Просто делайте свой бизнес и получайте результат. Корректность оценки рынка и собственного бизнеса вы можете гарантировать себе сами. И сами же можете оценить профессионализм оценки ФРИИ и реальную готовность правительственных программ поддерживать ваш бизнес. Бизнес, который занимается масштабированием, а не болтологией.
Чтобы написать колонку для AD, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
About the author