Читатель Александр Кроль прислал в редакцию описание идеи социального механизма, который, по его мнению, позволит покупателям самостоятельно регулировать цены на товары и услуги при помощи хэштегов в социальных сетях
Мы с моим давним коллегой Александром Аббасовым часто закидывали друг друга идеями новых проектов, концепций и стартапов.
На прошлой неделе, в преддверии ежегодной пресс-конференции нашего президента, мы обсуждали сложившуюся экономическую и
социальную ситуацию в стране, и нам пришла одна из таких идей.
Сейчас актуален вопрос возможного повышения цен в связи с падением курса рубля по отношению к основным зарубежным валютам. Так или иначе, бизнес, отрасли и сегменты зависят от импорта. Прогнозы разнятся, но мы верим в хорошее и в, первую очередь, в то, что участники рынка будут прибегать к изменению цены рационально, социально-ответственно и не в целях дополнительного обогащения на фоне панически возрастающего спроса. К примеру,
на те же самые телевизоры.
О чем мы задумались?
Уже сейчас многие потребители столкнулись с чем-то подобным. То тут, то там можно встретить уже далеко неадекватные цены. Виноград по 2000 за кг, огурцы из Пскова по 300 руб. Рыба, икра, а-а-а. Можно составить свою потребительскую корзину из российских товаров, но учитывая динамику и частоту корректировки цен, это придется делать не раз — формировать
ее снова и снова.
Есть что-то особенное в нас — в российских потребителях. Видя повышенную «неудобную» цену, достаточная часть не откажется от покупки, а скорее купит то, что собиралась и дополнительно возьмет еще что-то уже не из списка. Это интернет-продавец считает проценты отказов, но не
оффлайн, стоя за прилавком.
Проблема сравнения цен в такой динамично обновляющейся среде тоже весьма актуальна. Цены могут взлетать моментально, со сменой партии поставки или по другим причинам. Но для нас с вами на таких коротких дистанциях нет и шанса адаптироваться и ориентироваться в своей потребительской корзине. Столкнувшись с повышенной ценой на привычный товар, мы не имеем возможности сравнить ее по рынку, «померить температуру».
Покупка по повышенной цене все чаще становится вынужденной.
Как же контролировать и регулировать данную ситуацию? Сейчас есть возможность направлять обращения в ФАС по специальной горячей линии на их сайте. Но вопрос — сколько из нас подойдет к вопросу так ответственно, что в конкретной ситуации отправит обращение или жалобу? Укажет свои данные, соберет документы и подпишется под ними? Из всего сказанного выше следует необходимость создания простого инструмента для мониторинга, своего
рода народного контроля.
Вот основные проблемы и задачи сформулированы. Хотим ли мы их как-то решать? Да и еще раз да. Чтобы потом не было обидно или
стыдно за собственную безучастность.
О чем мы вспомнили?
Первое, что прояснилось в памяти: что социальные сети — венец коммуникации. Именно за счет них можно добиться
большего эффекта, именно кумулятивного эффекта.
Второе — это явление 21века, тэги, ярлыки, специальные атрибуты, которыми мы наделяем материалы в сети.
Третье — это ключевой тренд современных сервисов — агрегация информации, то есть структурирование и использование
данных имеющихся информационных потоков.
Что мы предлагаем?
#ЦЕНЫКУСАЮТСЯ. Это социальная инициатива, в рамках которой каждому из нас предлагается в случае столкновения с ценой некомфортной, несоответствующей рынку публиковать запись об инциденте в любой из соцсетей, сопровождая ее специальным хэш-тегом. Подобный пост мы назвали сигналом. Увидели цену, которая не нравится — сигнализируйте другим. Сфотографируйте и выложите в Instagram, напишите у себя на стене во «ВКонтакте», Facebook. Обязательно поставьте этот хэштег и по возможности — геотег. И ваш сигнал
будет услышан.
Задачи инициативы:
- Создать общее и открытое информационное поле,
посвященное решению возможной проблемы. - Предоставить всем участникам рынка: производителям, селлерам, баерам, потребителям и государству возможность
получать сигналы, позволяющие правильным образом реагировать на ситуацию.
На прошлой неделе, выложив нашу инициативу в
одно из интернет сообществ, мы начали получать первые возражения.
С чем мы столкнулись?
Возражение 1: зачем эти сигналы кому-то,
производители и так все знают. ФАС на это все равно не будет реагировать.
У меня тогда вопрос — «Ну тогда зачем
ложиться спать, все равно утром придется вставать?»
Возражение 2: «Ну ладно, будет это работать,
но маркетологи используют это в своих целях».
У меня тогда вопрос — если чистить зубы щеткой по два-три раза в день — это полезно для зубов или может привести к истиранию
эмали?
Возражение 3: «Ну пускай это будет
работать, но тред замусорят»
См. ответ к первому возражению.
Если же говорить серьезно, то все это скорее не
аргументы против, а оправдания собственного бездействия.
Мы не видим в этих возражениях никаких угроз, мы не сомневаемся, что подобные инструменты и концепция кодирования информационного поля позволяет создавать открытые информационные системы. Где участники процесса получают возможность работать с направленным и релевантным потоком. Это новые возможности мониторинга. И сейчас, на наш взгляд, он достаточно актуален и пригодится всем участникам потребительского рынка,
включая и государственные структуры.
Друзья, как вам инициатива? Поддержите?
About the author