Иван Синяев, коммерческий директор агентства TopTraffic, написал в редакцию письмо о том, как развивался бизнес на пабликах в соцсетях, когда нужно было создавать сообщества, чтобы зарабатывать на них сейчас, а также о том, что придёт после социальных сетей
В далеком 2011 году, когда вся история с пабликами и трафиком из соцсетей только витала в воздухе, я работал в агентстве «Мир рекламы», Саша Данилов работал гендиректором в Pinme, а наш партнер
Влад Овчинников занимался интернет-маркетингом.
В этом же году паблики стали зарабатывать свои первые деньги. Тогда же у нас получился очень интересный
кейс, который помог достать порядка 150 тысяч переходов в сутки для Pinme, из них конверсия в регистрации была 25%. Мы решили создать свои группы по наиболее популярным тематикам во «ВКонтакте» и Facebook, используя контент Pinme. За три месяца мы привлекли более 6 млн подписчиков в них. Потом эту аудиторию вели на сам проект.
В то время ни одно агентство, по сути, не предлагало конверсионный трафик из групп, хотя он был нужен всем. И мы поняли, что нужно срочно что-то делать. Тем более, что на носу был бум пабликов, который и
случился летом 2012 года. Мы открыли TopTraffic, и к нам сразу пришли Championat.com, затем Fabika и KupiVIP.
В этом же 2012 году стали зарабатывать какие-то деньги MDK, Tiger Milk, Buzzcraft, которые стали, скорее, медийными площадками, которые к тому же продают свой трафик. Мы упустили время дешевой раскрутки группы, которая была еще возможна осенью 2011, поэтому пошли искать
свой путь. Мы стали не делать свои площадки, а доставать трафик из пабликов. В этом случае нам не нужно было втюхивать клиенту наш ресурс, мы могли выбрать из всего многообразия, что есть на рынке. К тому моменту у нас была отличная экспертиза по креативу и прекрасные партнерские отношения с большинством пабликов, поэтому под каждую конкретную задачу мы отбирали наиболее релевантные группы. Это позволяло нам быть гибкими в каждом конкретном случае.
Продавать в 2012 было очень легко. Мы просто приходили к клиенту и показывали наши кейсы. Объясняли, что канал масштабируемый и высоко конверсионный. На тот момент трафика в соцсетях было нереально много, и он был очень дешевый. Если говорить о зарегистрированном пользователе, то в 2012 для одного из проектов мы привлекали юзера по 8 рублей, а сейчас стоимость уже 40
рублей.
Так же сильно выросла стоимость трафика: раньше можно было достать по 1-1,5 рубля, а сейчас — 4-5, и конверсии сильно упали. Юзеры стали очень привередливые, все приелось. Особенно это заметно во «ВКонтакте». В «Одноклассниках» пока такого нет, но скоро они пойдут по этому же пути. Если вспомнить, то в 2012 году стоимость трафика из «ВКонтакте» была такой же, как у тизерного трафика, но при этом качество самого трафика отличалось в
разы.
Два года назад многие админы не знали даже, что такое CTR, CPM, СPC, а сейчас это не вызывает никаких сложностей. Сейчас не нужно объяснять, что такое Google Analytics, как ставить метки. В целом, уровень людей, зарабатывающих в соцсетях, к 2014 году сильно подрос. Но выросла и стоимость размещения в группах.
Сейчас весь рынок пабликов я оцениваю в 100-120 млн
рублей в месяц (до 200 млн он еще не дорос).
Думаю, что рынок в том состоянии, в котором он существует сейчас, закончится через полтора-два года. Либо это все перейдет в некую охватную историю и станет ящиком 2.0. Мы будем измеряться GRP, но по количеству показов не по CPM, а по охвату аудитории. И это будет больше имиджевой
историей.
Соцсети станут традиционным инструментом рекламы: более медийным, а не performance. Все уйдут в мобильные приложения. Сейчас доля мобильного трафика в соцсетях — 45% по данным TNS. За последний год она выросла с 30% до 45%. Сейчас инсталл массового бесплатного приложения стоит порядка 20-35
рублей, а что-то узкоспециализированное — 100 рублей и выше. И сейчас на рынке немного игроков.
И это очень странно, потому что рынок разработки большой, а вот рынок продвижения пока не успевает за его ростом. По данным J’son&Partners, рынок мобильных приложений к 2016 году должен составить 1,3 млрд долларов, что в 8 раз больше, чем в 2012 году. Все при раскрутке приложений очень рассчитывают на виральность, но это очень сложная история, никогда не знаешь, пойдёт бум или нет, и на какой объем
аудитории.
А все хотят четкие показатели и KPI. Например, Secret — он же два дня был у всей интернет-тусовки, но дальше не пошел. Все хотят wow, но с заранее закрепленным KPI. А вообще сейчас wow — это когда ты можешь сделать зарегистрированного
пользователя по 3 рубля, хотя изначально рассчитывал на 30 рублей.
About the author