UX-дизайнер Илья Александров написал в своем блоге заметку о том, почему специалистам его профессии нужно перестать быть такими самоуверенными и почему необходимо давать пользователям больше свободы. AD публикует заметку с разрешения автора.
#самизнаетекакиекнопки
В мире интерфейсов есть буквально всё — от 1С-подобных монстров, выпячивающих наружу свое устройство и говорящих «меня делал программист» до хипстерских мобильных приложений с единственной функцией и красивым зацикленным видео на фоне. С развитием нашей профессии и проникновением UX-методик в разработку в различных индустриях, интерфейсы становятся более осмысленными, более человекоориентированными, с пониманием целей, контекста и деятельности людей. Но иногда дизайнеры заигрываются. Вооружившись, как им кажется, беспроигрышными методиками, начинают ощущать себя всемогущими, способными знать все о своих пользователях; способных предугадать их желания и потребности в каждый момент времени. Но это обманчивое чувство.
В современных интерфейсах есть тенденция автоматизировать процесс взаимодействия по-максимуму. Например, решать за человека, что ему надо, и совершать действие за него. Иногда это прекрасно, например, автоматическое заполнение полей в браузере или автоматический доводчик дверей на автомобиле. Но иногда человеку нужно дать немного больше свободы и больше информации.
Google Maps не имеют простого средства измерять расстояние от точки А до точки Б. Сделаю акцент на слове «простое». Когда я меняю место работы, место жительства, ищу место для отдыха и еще в десятках случаев, в простой «линейке» я нуждаюсь раз 10 в день. Google же стремится упростить интерфейс карт до одной единственной строки. Потребность измерения расстояния, такая важная на карте, якобы удовлетворяется функциональностью постройки маршрута.
Но проблема в том, что часто, когда мне нужно расстояние, мне не нужен маршрут. Карты — настолько универсальная вещь, что использовать их можно для неисчислимого количества разных задач. Может быть, я планирую маршрут для своего квадрокоптера и мне не нужно учитывать дорожные развязки? Может, я хочу узнать диаметр Москвы? Или узнать, что больше по протяженности с запада на восток, европейская часть России или остальная часть Европы?
Ну разве не прелесть линейка в «Яндекс.Картах»? Почему бы нам не измерить протяженность запланированного веломаршрута по Петроградской стороне?
Вы можете сказать, что я придираюсь. Что диаметр Москвы можно просто погуглить. Но это лишь частный пример. Карты — потрясающий инструмент. Это инструмент исследователя. И исследования могут поощряться, а могут загоняться в рамки вымученных в лабораторных условиях сценариев.
Мобильная версия Google Maps уверена, что перемещаться к нужной точке на карте я буду только по указаниям навигатора: пешком, неся в руках телефон, смотря на его экран и слепо следуя его указаниям. Здесь, в стране, где иной раз доставать из кармана телефон опасно.
Приложение не дает мне сориентироваться в пространстве с помощью простой направляющей стрелки (без нудного процесса установки маршрута) и таким образом не дает возможности самому определить в каком направлении мне двигаться. Когда вы выходите из метро и вам необходимо сориентироваться в пространстве — нужно пройти метров 30 в какую-либо сторону. Тогда по смещению точки вы поймете направление.
Еще мобильные карты любят при уже построенном маршруте не сообщать расстояние до конечного пункта. Они думают, что мне достаточно указания времени (которое я понятия не имею, как они считают. Может я бежать хотел?
Очень сложно узнать расстояние, которое мне предстоит пройти даже с помощью построенного маршрута. Других инструментов тоже нет. Хотя вру, я же могу сложить расстояние всех микроотрезков.
Производители моего автомобиля думают, что мне не нужно знать заряд аккумулятора. Но эта информация меня сильно выручила бы в непредвиденных обстоятельствах, в которые я попал по дороге из Минска в Ижевск на зимней трассе, и к которым привело несколько диких случайностей.
Я не за то, чтобы превращать приборную панель семейного седана в кокпит самолета, но у современного автомобильного интерфейса мог бы найтись способ показать мне заряд аккумулятора, когда это критично, я в это верю. Иногда автомобильные производители доходят до логики «если ты сломался — вызывай эвакуатор». Но часто это бывает невозможно, и ситуация из простой неприятности становится большой проблемой.
В жизни все складывается далеко не так, как планируют проектировщики. И в таких ситуациях нужны дополнительные средства, чтобы человек мог действовать согласно обстановке. Ведь в конце концов наша цель помогать человеку в решении его задач и проблем.
Впервые я столкнулся с этой мыслью не по своей воле. Я проектировал фичу для проекта World of Tanks, и один GUI-элемент у меня вызывал спорные ощущения. Я обратился за помощью к коллеге Антону Артемову. Он, по своему обыкновению, пустился в объяснения, начиная издалека. Я запомнил только начало: «если он является инструментом, то…» После этой фразы я потерял нить и мало что понял.
Позже, когда я начал разбираться в потрохах интерфейсов и стал проектировать устройство GUI-системы «танков» заново, я вдруг «догнал», что он говорил. «Инструмент» — в моей интерпретации для данной статьи — это сущность интерфейса, которая обладает определенной функциональностью и может использоваться в разных частях системы, в разных контекстах, сохраняя свою суть. Например, спотлайт в Mac — это инструмент, линейка в картах «Яндекса» — тоже. Особенность «инструмента» в том, что он в определенной мере универсален и отчуждаем и предоставляет человеку функциональность или данные, которые тот может использовать по своему усмотрению. «Инструменты» обычно покрывают полноценные крупные сценарии взаимодействия, а чаще являются вспомогательными.
Игра EVE Online с открытым миром и player-driven экономикой требует огромного количества инструментов
Современные игры — это огромные вселенные со своими законами и правилами. Разработчики часто даже близко не могут предположить, что игроки делают в этом мире. Как именно они используют все инструменты, которые у них есть. Это важно учитывать при разработке и давать им те инструменты, которые смогут с одной стороны облегчить жизнь, но с другой — сохранить в людях жажду к исследованиям и творчеству. В равной степени это касается и реальной жизни.
Я хотел бы, чтобы проектировщики и дизайнеры при создании продуктов думали об этом тонком аспекте и пытались найти баланс между желанием принять все решения за человека и возможностью человеку самому решить, что для него лучше. Иногда стоит дать больше свободы и инструментов, и тогда, возможно, ваш проект приобретет дополнительную ценность, о которой вы не могли даже догадываться.
Присылайте на design@siliconrus.com собственные кейсы редизайна, в результате которых вам удалось заметно улучшить интерфейс проекта, облегчить пользователю достижение цели. Интересные примеры обязательно попадут на страницы рубрики «Интерфейсы».
About the author