Почему всё больше российских разработчиков предпочитают выпускать Android-версии перед iOS | Цифровой журнал | about digital

21 января WhatsApp представила веб-клиент для своего мессенджера. Пока он не работает с iOS и поддерживает только Android, Windows Phone и Blackberry. 

Редакция AD решила выяснить, можно ли говорить о тенденции, согласно которой разработчики всё чаще предпочитают сначала выпускать версию приложения для Android, и только потом — для iOS. Своим мнением поделились представители компаний ICONIC MOBILE, Superjob, LinguaLeo, Coub, Delivery Club, «МойСклад», креативного агентства AGIMA, инвестиционного фонда Life.SREDA и маркетингового агентства «Биплан».

#самизнаетекакиекнопки

В ноябре 2014 года издание Quartz узнало у западных разработчиков, почему те предпочитают выпускать приложения в первую очередь для iOS. Основными оказались три причины:

  • Разработка приложения для Android занимает больше времени и в целом обходится дороже, чем разработка под iOS.
  • Пользователи iOS охотнее платят за приложение.
  • Доля смартфонов на базе Android в США достигает лишь около 50% всего рынка, в то время как в остальном мире — 85%.
  • Издание Business Insider
    отмечает, что принцип «Android First» становится всё популярнее среди европейских разработчиков. По словам директора по партнёрским отношениям Facebook Жульена Кодорнью, особенно заметен этот тренд в России — из-за большой Android-аудитории.

    AD решил выяснить у российских разработчиков, действительно Android-разработка для них становится приоритетнее, и можно ли говорить о складывающейся тенденции.

    Алексей Поспеховгенеральный директор ICONIC MOBILE

    Текущая статистика мобильных устройств, безусловно, говорит об очень серьезном перевесе Android к iOS-платформам. Даже в России, по данным на декабрь 2014 года, находится 46 миллионов Android-устройств и около 19 миллионов iOS-устройств.

    При таких различиях, многие разработчики стремятся выявить наибольшее количество ошибок и подводных камней, запуская Android-версии, которые чисто технически будут скачаны большее количество раз.

    Однако не стоит забывать, что практически 90% всей Android-аудитории не готовы использовать приложения в сервисах мобильной коммерции — заказ билетов, оплата контента, оплата любых других покупок. Особенно это видно на iPad-журналах и платных медиа, где доля владельцев Android-планшетов, оплачивающих контент, стремится к нулю.

    Исключение составляют мобильные игры, где пользователи Android исправно оплачивают дополнительные «бэджи» и «уровни».

    Поэтому для тех, кто запускает любые решения в мобильной коммерции, все еще необходимо запускать первую версию для «яблочной» аудитории, которая будет составлять основное ядро монетизации, и только после успешного релиза заниматься Android-платформой.

    Константин Дегтяревруководитель мобильной разработки LinguaLeo

    Давно известно: если хочешь зарабатывать — пиши приложение для iOS; нужно много пользователей — разрабатывай под Android.

    Сервисов становится всё больше, и пользователи не понесут деньги в неизвестные проекты. Поэтому в первую очередь начинают разрабатывать под Android — там больше пользователей, а значит, можно получить фидбек, да и за счёт быстрой выкладки в Play Market приложение можно оперативно обновить в случае критической ошибки. В App Store же программы, наоборот, долго и строго валидируются (что, вероятно, и произошло с WhatsApp).

    В современном мире возможность быстро обновить приложение в стремлении найти наилучший баланс между прибыльностью и удовлетворением пользователя является основным залогом успешного проекта. Android позволяет так работать, поэтому запуски новых фич, которые ориентированы на улучшение продукта, проводятся именно на этой платформе. А на iOS переносится только лучшее решение, которое максимально удобно для пользователя.

    Аскар Рахимбердиевгенеральный директор сервиса для управления торговлей «МойСклад»

    В конце 2014 года мы выпустили мобильное приложение «МоегоСклада». Не для Android, а для iOS! Разрабатывая приложение, мы ориентировались на то, что с высокой долей вероятности управленцев с iPhone (а приложение рассчитано именно на руководителей) больше, чем со смартфонами на Android. И, конечно, iPhone по-прежнему считается статусной вещью.

    За первую неделю приложение набрало больше тысячи установок. Вместе с тем мы получили множество запросов на Android, поэтому решили делать версию «МоегоСклада» под него, и думаем, что скачиваний будет больше.

    Стоит отметить, что в App Store процесс ревью происходит очень долго, а в последнюю неделю декабря компания и вовсе не работала. Это помешало нам выпустить приложение в 2014 году, как планировали. В Google Play ревью проходит намного быстрее. Это особенно важно при выпуске первой версии — скорее всего, в начале придется часто выпускать обновления. В App Store все это дико затянется, а версию для Android получится отшлифовать гораздо быстрее.

    Игорь Песининвестиционный директор венчурного фонда Life.SREDA

    Для нас очевидно, что Android будет приоритетной платформой разработки для стартапов, включая и финтех-индустрию (и на самом деле уже сейчас ей является). Причина ясна — более 80% смартфонов используют именно эту платформу, кроме того, динамика компаний Samsung и Xiaomi выше Apple, то есть эта платформа как минимум сохранит свои лидирующие позиции в обозримом временном горизонте (четыре-пять лет).

    Любой нормальный стартап (включая сектор финтех) в первую очередь отталкивается от своих клиентов, и если 80% из них используют Android, то, безусловно, для стартапа это платформа номер один. Да, согласно статистике, средний чек клиентов Apple выше на 25-30%, но их количество в десять раз ниже, поэтому никакой рост среднего чека не перекроет глубокое проникновение платформы Android. Единственным исключением являются нишевые дорогие сервисы, направленные на высокодоходный «прайм»-сегмент пользователей (например, Rocketbank).

    При этом очевиден и тот факт, почему iOS все еще остается в приоритетах для многих стартапов. Apple — это до сих пор самый модный, стильный, инновационный бренд, а стартапы разрабатываются самыми продвинутыми технологичными людьми, которые в большинстве случаев используют именно продукцию Apple, любят ее и иногда думают, что весь мир такой же продвинутый, как они.

    Определенное разумное зерно в этой логике есть: клиент любого стартапа — это не только конечные пользователи, но и инвесторы. Инвесторы, как правило, такие же продвинутые и современные люди, пользующиеся продукцией Apple. Если они не смогут на первой встрече установить приложение на свой iPhone, то это может легко повлиять на их инвестиционное решение. Поэтому стартаперы часто решают делать сначала для iOS или же для двух платформ одновременно.

    Резюмируя: Android будет укрепляться в качестве приоритетной первой платформы для стартапов, включая финтех. Со снижением влияния бренда Apple, которое неизбежно, данный тренд будет усиливаться.

    Владислав Крайновдиректор по развитию AGIMA.mobile

    Веб-версия WhatsApp не может служить индикатором тренда — причиной отсутствия поддержки iOS-приложения стали технические ограничения, что подтверждают и представители компании. Веб-версия WhatsApp использует приложение, установленное на мобильном телефоне, для пересылки сообщений (как прокси-сервер). К сожалению, на данный момент полноценный обмен данными с приложениями на iOS невозможен из-за ограничений работы приложений в фоновом режиме. Однако есть и некоторые исключения — например, VOIP-сервисы (Skype) и картографические приложения (Google Maps), поэтому нет никаких сомнений, что поддержка iOS-приложения — это лишь вопрос времени.

    Почему WhatsApp не стали ждать и выпустили веб-версию без поддержки iOS-приложения? Ни для кого не секрет, что владельцев телефонов на Android в мире значительно
    больше, чем пользователей iOS, особенно это характерно для развивающихся стран. В свою очередь эти страны являются основными рынками и для WhatsApp — в таких странах как Южная Африка, Индия и Бразилия количество активных пользователей мессенджера очень велико, и именно с этим связана и необходимость выпускать веб-версию как можно скорее, не дожидаясь доработки iOS-версии приложения.

    Говорить об устоявшемся тренде пока рано: в каждом конкретном случае все зависит от стратегии. Небольшим бизнесам действительно приходится заниматься оптимизацией бюджетов, выбирая наиболее подходящую платформу под поставленные цели и задачи, и если речь идет об международном охвате аудитории, в первую очередь действительно необходимо разрабатывать приложения для Android. Но такие компании как Facebook, которая владеет WhatsApp, могут себе позволить охватить пользователей любых платформ, поэтому нынешняя ситуация — лишь исключение из правил, связанное с техническим ограничением.

    Григорий ИльинPR-менеджер маркетингового агентства «Биплан»

    Тут довольно много причин, и все они скорее подтверждают, чем опровергают тенденцию. Конечно, не зная внутренней кухни этих компаний, нельзя сделать окончательных выводов, но можно проследить определенную динамику. Существует несколько объективных причин, о которых можно говорить уже сейчас.

    1) Порог входа в разработку iOS-приложений выше, чем на остальные, а значит более дорогостоящий, поэтому сначала предпочтение отдается платформам с более низкой стоимостью разработки. Тем самым, они служат своеобразным тестовым вариантом для производителей. Сначала разработку обкатывают на них, а уже потом выпускают продукт под платформу iOS.

    2) Под iOS гораздо сложнее найти качественных разработчиков, так как у настоящих специалистов, способных создать действительно качественный продукт, проекты расписаны на долгое время вперед. В связи с этим, часто прибегают к помощи разработчиков других платформ, чтобы создать приложение и определить его плюсы и минусы, что позволит сэкономить время и ресурсы при создании аналогичного продукта для iOS.

    3) Пользователи iOS обладают негласным, привилегированным статусом, который только укрепился в сознании людей за последние годы. И для того, чтобы не ударить в грязь лицом перед пользователями, разработчики стараются исправить все возможные ошибки перед выпуском приложения на рынок.

    4) Не стоит забывать и о сроках разработки. На приложения под iOS, из-за ряда факторов, уходит гораздо больше времени, что позволяет нам сначала ознакомиться с продуктами для других платформ.

    5) И, наверное, самый очевидный фактор — популярность. Статистика последних лет показывает, что по показателям численности пользователей, Android заметно превосходит другие платформы. Поэтому вполне логичным кажется решение разработчиков делать основной упор, при разработке приложений, именно на Android.

    Иван Левченкоруководитель проекта «Мобильное приложение Superjob»

    Сама по себе асинхронность выхода версий для разных платформ еще не говорит о формировании тенденции как таковой. Причинами такого поведения разработчиков могут служить стратегия выхода на определенный рынок или его сегмент, специфика бизнеса. Влияние также оказывают особенности процессов внутри компании-разработчика: распределение трудовых ресурсов, ведение части проектов на аутсорсе, даже внутренняя текучка может повлиять на хронологию релизов по платформам.

    Но я рассмотрю объективные факторы:

  • App Store. Согласно опыту, средний срок релиза приложения на iOS, с момента добавления исходника до момента аппрува и публикации, составляет в среднем от недели до двух, хотя в том же Google Play или Marketplace речь идет о нескольких часах.
  • Стоимость внесения изменений и исправления ошибок на Android и других платформах значительно ниже, чем на iOS, к тому же в Google Play есть удобные нативные сервисы для проведения альфа- и бета-тестирования с привлечением определённой референтной группы, а также поэтапного внедрения на низкий процент пользователей, что значительно сокращает риски на выпуске первой версии и позволяет оперативно собрать информацию по багам, внести изменения и распространить более стабильную версию, но уже на больший процент пользователей.
  • Ну и, конечно же, объемы рынка. К примеру, общемировая доля пользователей телефонов под управлением Android составляет 83,6%, что не может не влиять на выбор приоритета и закономерно разворачивает взоры разработчиков в сторону именно этой платформы.
  • У нас в компании, например, сложилась практика выпускать обновления для iOS и Android параллельно или с минимальным отрывом — если, например, какая-то функция требует больше времени на реализацию в конкретной системе. А вот пользователи Windows Phone часто получают обновления раньше, так как на этой платформе очень удобно реализовывать всяческие неочевидные «фишки», которые потом переходят или не переходят в iOS и Android.

    Михаил Табуновтехнический директор Coub

    О какой-либо тенденции говорить не стоит. Скореe всего, это просто совпадение. И на iOS, и на Android много пользователей, при этом на Android аудитория менее платежеспособная.

    Разрабатывать желательно сразу под обе платформы. Если ресурсов мало, то выбор приоритетной платформы зависит от каждого проекта. Однозначно сказать, что надо сначала разрабатывать iOS-приложение, а потом Android, нельзя.

    Даниил Шулейкодиректор про продукту и маркетингу Delivery Club

    Такая тенденция имеет право на жизнь. Скорее всего, это обусловлено тем, что Android дает «релизить» новые изменения «одним днём», тем самым позволяя сервисам оптимизировать свой продукт многократно быстрее. В случае необходимости внести изменения в код самого приложения на iOS, вам потребуется не менее одной недели (процесс ревью), в случае же с Android вы можете выложить обновлённый билд за несколько часов.

    У Delivery Club все большие изменения продукта тоже идут именно на Android с большим опережением. Тем самым мы обеспечиваем гибкость и достаточную репрезентативность данных, так как в нашем случае Android уже незначительно отстаёт от iOS.

    About the author

Оцените статью