Создатель портала Mobile I.M.H.O. Андрей Соловьёв написал для колонку о том, почему производителя дешевых смартфонов Xiaomi нельзя назвать «китайской Apple» — по его мнению в компании нет ничего выдающегося, а журналисты подхватили красивый образ ради заголовков
Мне интересно, кто так умело пиарит Xiaomi как китайскую Apple? Я обратил на это внимание после того, как несколько раз наткнулся на такую аналогию в заголовках ИТ-изданий и решил посмотреть повнимательнее. Оказывается, почти все упоминания про Xiaomi начинаются примерно одинаковой фразой, и так или иначе, подобная параллель притягивается в каждой новости и каждом интервью.
Кому такая аналогия впервые пришла в голову? Мне кажется, что надеть черную футболку, ходить по сцене и говорить one more thing не достаточно, чтобы заработать имидж второй Apple, но нас убеждают, что это именно так.
Не удивлюсь, что когда-то эта аналогия появилась как шутка, которая понравилась и организаторам, и исполнителям, а сейчас журналисты используют фразу Apple of China как фишку для заголовка. Что-то вроде «Человек-паук собрался покорить мир». Если долго повторять что-то, можно неплохо манипулировать сознанием, и заставлять людей в это поверить. За примером далеко ходить не нужно — достаточно просто включить телевизор.
Ничего конкретно против Xiaomi я не имею, и считаю ее продукцию очень адекватной, но подобный PR-ход меня веселит, просто потому, что ничего выдающегося в их продуктах нет. Единственная фишка — убойное сочетание цены и характеристик. Как двигатель от «Корвета» в кузове и по цене «Форда», и это главный локомотив их роста внутри Китая.
Да, они в состоянии стать и стали очень заметными игроками на своем рынке по уже упомянутым причинам, смогли переманить на работу одного из топов Google Хьюго Барра, но для меня они остаются в одном ряду с Meizu и даже не в одной весовой категории с Lenovo.
Мне это напоминает басню Крылова про слона и Моську, только здесь Моська не лает на слона, а пытается им казаться. Если вы спросите прохожих на улице, слышали ли они про Xiaomi? А про Apple?
Выгодно ли Xiaomi такое позиционирование — несомненно. Все, что связано с Apple активно пережевывается и вызывает интерес, и вероятность прочесть статью с таким заголовком вырастает многократно. Это классический маркетинговый прием привлечения внимания, и похоже, один из немногих, которыми они пользуются, поскольку продают всю продукцию только онлайн и никак не рекламируются иначе.
Тактика больших объемов продаж с минимальной наценкой приносит свои плоды, и китайцы еще «дадут прикурить» рынку в ближайшие годы, ибо технологии уже есть, себестоимость низкая, а дизайн подтянут.
Даже в патентных войнах, и при запрете продаж в Индии, их нынешний имидж играет им на руку и будет играть еще долго.
Предположу, что такое сравнение Xiaomi будет использовать до тех пор, пока им это выгодно и ведет к увеличению узнаваемости бренда. Даже эта статья, как ни странно, тоже им выгодна, поскольку многие из тех, кто читают эти строки, слышат про Xiaomi в первый раз, а значит их цель, в очередной раз достигнута.
Чем больше шума будет на рынке, как положительного, так и отрицательного, тем быстрее они будут подниматься. Если же они почувствуют свои силы и уверенность в позициях на Мировом рынке, может появится другая «рекламная фишка», и про китайскую Apple мы больше никогда не услышим.
А вот смогут ли они на самом деле встать на одну ступеньку с Apple или превзойти их — сильно сомневаюсь. У компании из Купертино была харизма и остается стиль, а у Xiaomi, к сожалению, я не вижу ни того, ни другого.
About the author