Сергей «Gray» Петренко, основатель и владелец форума о поисковых системах Searchengines.ru и бывший гендиректор украинского «Яндекса», написал в своем блоге заметку о низкой результативности встреч. По мнению Петренко, деловые встречи редко приводят к конкретным решениям, и проводить их нужно только тогда, когда есть необходимость в физическом присутствии двух человек в одном месте.
Не знаю, как вам, а меня в постсоветской бизнес-практике больше всего раздражает привычка встречаться по любому поводу. «Давайте встретимся», — говорит вам первый попавшийся автор письма. Просьба прислать какие-то документы заранее, описать в письме тему разговора воспринимается как техника отказа — мол, чего тут писать, давайте встретимся и обо всем договоримся.
Мой опыт показывает, что крайне редко случается так, что деловая встреча приводит к конкретным решениям. Намного чаще встреча вырождается в общий разговор и обещание решить все вопросы в переписке. Переписку при этом стороны ведут нерегулярно, и в результате либо каждый через некоторое время начинает по-разному трактовать результаты общения, либо просто ничего не происходит.
Встреча, на мой взгляд, имеет смысл только в двух случаях. Во-первых, тогда, когда два человека должны физически находиться в одном месте. Например, кто-то хочет показать мне какой-то физический объект — площадь для аренды, прототип прибора, образец продукции. Тут никак, конечно, не обойтись без встречи, да и я не собираюсь говорить, что встречи не нужны вообще.
Во-вторых, когда два или более человек встречаются, садятся за стол и начинают совместно работать. Например, рабочие группы с двух сторон сидят и пишут один документ, договор, скажем. На выходе со встречи получится конкретный результат, который значительно сложнее или дольше получить другим способом.
Впрочем, есть еще один смысл встречи — знакомство. Персональное, личное знакомство, непринужденное общение, необходимое перед возможным началом долгих отношений. Да, если я хочу начать долгий проект с кем-то в качестве партнера или контрагента, надо встретиться и пообщаться.
И вот поэтому раздражают настойчивые требования встретиться и пообщаться от людей, которые не планируются такими партнерами. Зачем мне персонально знакомиться с каждым поставщиком стандартной продукции? Должен ли я, делая ремонт, знать в лицо каждого производителя плитки? Как если бы каждая сотрудница компании всерьез рассчитывала на романтический ужин с директором, а то-де без этого работа не сложится.
About the author