Девять ведомств, в числе которых Минюст, Федеральная антимонопольная служба, Росалкоголь, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минпромторг, Минфин и Роспатент, поддержали поправки, относящиеся к использованию людей и животных в рекламе алкоголя.
Автор законопроекта — депутат «Единой России» Виктор Звагельский. Депутат предложил разрешить использовать образы людей и животных в рекламе алкоголя в том случае, если они являются составными элементами товарного знака, фирменного наименования или коммерческого обозначения бренда.
Несмотря на то что, правительство одобрило инициативу, ведомство считает, что законопроект требует доработки. В своем отзыве оно отметило, что формулировка «фирменное наименование» некорректна, поскольку оно не подлежит государственной регистрации, а указывается только в учредительных документах самого юрлица, в связи с чем в текущей редакции законопроект может вызвать злоупотребления правом.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз сообщил в беседе с «Известиями», что поддерживает инициативу и считает, что разрешение на использования образов животных и людей никак не скажется на росте потребления алкогольной продукции в целом:
Вадим Дробиздиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя
Принимать такой законопроект, конечно, надо. Использование животных и людей в рекламе — животные особенно были популярны в рекламе пива — это правильно и никоим образом не противоречит здравому смыслу и пуританским устоям наших антиалкогольных общественников. Правда, на спросе на продукцию это совершенно никак не скажется. Реклама уже давно перестала стимулировать потребление, она посвящена совершенно другому — это война брендов, продвижение торговой марки. Например, когда запретили рекламу пива, его потребление не упало, его продажи последние два года даже постепенно растут.
Дробиз отметил, что продажа водки снизилась после введения запрета на рекламу алкоголя в интернете и в прессе, но он связывает это с увеличением стоимости товара и, как следствие, с ростом количества нелегальной продукции.
Директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев в интервью с «Известиями» назвал актуальные запреты странными и спорными:
Алексей ПоповичевДиректор некоммерческого партнерства «РусБренд»
На сегодняшний день создалась парадоксальная ситуация, когда компании, в чьих брендах используются изображения человека или животных, а таких очень много среди элитного алкоголя, фактически не имеют возможности продвигать свой бренд. Сейчас компании могут продвигать алкоголь только в местах продаж: в магазинах, кафе, барах, ресторанах. При этом в том же магазине нельзя повесить логотип — к примеру, шагающий человек у бренда виски Johnnie Walker, зато можно повесить изображение бутылки целиком.
Бренд-директор «Восточно-Европейской дистрибуторской компании» Станислав Кауфман, наоборот, выступил против инициативы депутата. Он считает, что после принятия законопроекта производители станут массово менять графическое изображение своих брендов, используя в них образы людей и животных, чтобы воспользоваться послаблением в продвижении товара. По его мнению, необходима систематизированная либерализация закона о рекламе алкоголя, ее возвращение на экраны телевизоров и в прессу, а не применение полумер.
В числе брендов, использующих в своем фирменном знаке изображение человека или животного, — Bacardi (летучая мышь), Grey Goose (белые журавли), Captain Morgan (пират), Black & White (две собаки), Scottish Collie (собака), а также некоторые российские марки: «Три богатыря», «Три медведя», «Белый медведь» и «Журавли».
В России реклама алкоголя, за исключением некоторых его видов, запрещена везде, кроме мест продажи, однако в мае 2015 года «Минкомсвязи»
выступило с предложением снять эти ограничения «хотя бы на несколько лет». «Роспотрепнадзор» высказался против возможного нововведения, заявив, что «массовое распространение алкоголизма в обществе не дает реализовывать права россиян на жизнь и безопасность, получение надлежащего воспитания и образования».
В 2014 году власти сняли запрет на рекламу пива на телевидении и в печатных СМИ до 2018 года в рамках поддержки спонсоров чемпионата мира по футболу, который пройдет в России. С 1 января 2015 года на особых условиях разрешена реклама российских вин, пива и шампанского: ее можно выпускать в эфир на радио и телевидении с 23:00 и до 7:00.
About the author