Негативные стороны работы в рекламе хорошо показаны в художественной литературе и массовом кино — «99 франков», «Generation «П»», «Безумцы» иллюстрируют циничный и жестокий мир борьбы брендов друг с другом и истощения
человеческих ресурсов.
AD спросил директоров российских рекламных агентств о самых
неприглядных, раздражающих и гнетущих сторонах индустрии.
#самизнаетекакиекнопки
Игорь Пискуновгенеральный директор Mosaic
Молодым талантливым ребятам я не советую идти в рекламу. Мало денег. Рекламная индустрия — это служанка у больших богатых ребят
(финансов, строительства, природных ресурсов).
Даже если вы самый лучший в стране, и у вас есть Каннские львы, вы довольно быстро упретесь в потолок по доходам. Самый лучший сотрудник в нашем агентстве получает 150 тысяч рублей в месяц. Сколько получает лучший сотрудник «Роснефти»? 150 тысяч рублей в день до обеденного перерыва. При этом работать в рекламе приходится по
10-12 часов без выходных, иначе вы проиграете по сервису.
Посмотрите, как одеты креативные директора ведущих агентств в России — как помоечные дворняжки: в каких-то свитерах, парках, тимберлендах убогих. Как подростки одеты. Вы же не хотите быть вечным
подростком снаружи и придурковатым псевдотворческим несвежим человеком внутри.
Илья Корнеевкреативный директор Affect
Реклама — это 1% креатива и 99% сложной, нервной и неопределенной работы. Вам кажется, вы придумали идею и все решили, но нет, в итоге проект смотрит новый человек из команды клиента, и вы все переделываете. После этого оказывается, что глобально клиент утвердил новую территорию бренда, и вам надо ее привязать.
Таких итераций может быть до 10 на проекте — изменения бюджета, комментарии директора по маркетингу, пожелания от глобальщиков, смена бренд-команды. Вы будете все адаптировать и почувствуете себя настоящим рабочим, который разгружает вагоны, а не креативщиком в модной отрасли.
Павел Гительмангендиректор RTA
Люди не любят рекламу. Это бесконечная война. Создавать рекламу — значит всегда объединять интересы бизнеса вашего клиента и интересы аудитории. Ваши слова, визуальные образы и звуки будут влиять на сознание миллионов. И это ваша персональная ответственность.
Главный риск — человеческий фактор. Все сложности взаимоотношений с умными, глупыми, злыми, добрыми, веселыми, грустными, унылыми и возбужденными людьми — каждый день в вашем to-do листе.
Реклама — это борьба с самим собой, многозадачность, которая взрывает, и, главное — безграничная зависимость от успешно запущенных проектов.
Константин Волгаповгенеральный директор Players
Реклама — это мир цинизма, плавающий в вакууме собственных гайдлайнов по течению отсутствия пользы в сторону бесконечных правок и искусственных ценностей. А на горизонте лишь многообразие этапов тендеров, уходящие в даль сроки оплат и легкое волнение прибрежного демпинга.
Вряд ли, достигнув почетного возраста, вам захочется рассказать кому-то, на что ушли «лучшие годы вашей жизни».
Василий Ящуккреативный директор Pixsells
Первый вопрос на собеседовании, который я задаю — о наличии второй половины. Скажем, если ты девушка и строишь любовь с парнем, вероятнее всего вы расстанетесь после первых 10 рабочих выходных. Личная жизнь всегда отходит на второй план, когда идет борьба за сердца миллионов.
Если ты парень, и твоя ненаглядная на девятом месяце беременности, постарайся, чтобы день родов не попал на день сдачи тендера, ведь тогда малыша ты можешь вообще не увидеть. Сам понимаешь — развод и девичья фамилия.
А теперь поговорим о самом ужасном — о продаже идей, которые тебе не нравятся и, о, ужас, их дальнейшей реализации. Представь, что ты купил машину, которую тебе навязал клиент, и ты должен ездить на этом не выполняющем KPI говне до завершения проекта. Так и живем.
Напоследок, будь готов к тому, что никто никогда не будет понимать, чем ты занят. Твой труд будут приравнивать к безделью и постоянно говорить, что работу за тебя лучше сделают даже бабуины, а твои идеи совсем не в тренде. Добавь к этому обвинения в алчности, и ты готов к рекламному рынку!
Арсений Ашомкогенеральный директор Tigermilk
Не стоит идти работать в рекламу, потому что это одна из самых непрофессиональных сфер деятельности человека. Ну не учат (у нас, по крайней мере) этому нигде — отсутствует нормальное университетское образование, и даже единых критериев качества нет.
Существуют ли непрофессиональные юристы? Конечно! Но тех, кто не изучал, скажем, историю, теорию государства и права — их крайне мало. Это какие-то блатные или проплаченные уникумы.
А кто на рекламном рынке читал Котлера? Единицы! (Я не читал, кстати). Да и вообще, почему сразу Котлера? Может, лучше Огилви или еще что. Даже понимания базовой книги тут нет — какое может быть профессиональное образование.
Вот и получается, что в рекламу идут все подряд — по зову души или обстоятельств. В том числе непрофессиональные юристы (это я, кстати).
Маркетинг — это, в общем-то, здравый смысл. Креатив — творческие способности и умение ими управлять. Таким образом, из множества рекламистов преуспевают только творческие люди с обостренным здравым смыслом, а также реально хорошие менеджеры (да они везде преуспевают).
Рекламная среда крайне непрофессиональна. Она, как студенческие организации и команды КВН в вузе. Лишь единицы используют эту базу и совершают на ней серьезный рывок в дальнейшей жизни.
Поэтому я бы сказал так: не стоит идти работать в рекламу… надолго. Исключения бывают, но для большинства людей она должна стать «студенческими годами» их профессиональной карьеры — дать много опыта, навыков, впечатлений и знакомств.
А дальше — выпускной. Надо идти вверх без сожаления: новый набор абсолютно непрофессиональной, но голодной до рекламы молодежи уже готов вас потеснить, считая, что она сейчас придет и по наитию просто всех порвет!
Андрей Яблонскихдиректор Mobydee
Работа в рекламе и PR — это отличная возможность узнать много нового и интересного (так пишут в книжках и учат в вузах). По факту начинающие пиарщики раздают листовки около метро, а рекламщики спят по два-три часа в день.
Работа в медиасреде — это постоянный стресс, и нужно быть готовым к любым неожиданностям (спикер пропал, произошло ЧП, съемочная группа уехал не туда и т.п.).
Со стороны это не кажется сложным, но представьте, что вы работаете в таком режиме 24/7 (а как иначе). Если говорить про агентскую сторону, то это продажи, продажи, продажи. И неважно, что вы шли работать на должность копирайтера — вы должны уметь продавать (ибо потребуется).
About the author