Студия дизайна SOIKA при помощи платформы Spark поделилась собственным опытом реализации проектов. С разрешения авторов публикует полный текст статьи .
Проектирование — основа основ
Большинство студий и дизайнеров-фрилансеров пренебрегают этим этапом в пользу ускорения реализации проекта или создания какого-то шаблонного, стандартного решения. Зачастую в этом случае получается проблемный продукт с массой ошибок во взаимодействии с пользователями или в дизайне. Это результат того, что при создании авторы не задумываются о многих факторах, которые положительно смогли бы повлиять на конечный результат, но были проигнорированы. Наверняка вам знакомы подобные фразы:
Зачем создавать прототип? Мы уже 200-й интернет-магазин делаем. Они все похожи
Лендинг — он и есть лендинг. Шапка, преимущества, скачать и все.
Стандартный корпоративный сайт. О компании, проекты, и т.д. Главную сделаем как у большинства, такова специфика.
В итоге игнорируются паттерны поведения пользователей, сценарии повествования и многие другие факторы.
Проектирование необходимо и является основой, каркасом последующей разработки продукта. Оно будет железобетонным обоснованием вашей работы и видения для вашего клиента. На прототипе проходит тестирование поведения пользователя на вашем продукте, проверяется сценарий повествования (особенно это важно для landing page), оттачивается общая теория и концепция. Если игнорировать этот этап, работа будет безосновательной и с вероятными ошибками.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются при проектировании, — отсутствие понимания своего пользователя как эмоционального субъекта. Сейчас объясним, почему.
Для чего нужны эмоции
Давайте разберемся, почему стоит задумываться об эмоциональных составляющих вашего пользователя.
Ваш клиент — это человек, живущий в социуме и ежедневно подвергающийся информационной нагрузке извне. В течение дня на него воздействует большое количество раздражителей:
- грязные и непривлекательные виды улиц города;
- толкучка и давка в метро;
- проблемы на работе, начальник — сволота; проблемы дома;
- новости, политика, спорт;
- и многое другое.
Все это обычно негативно сказывается на большинстве людей, и они подсознательно получают и копят раздражение, даже не осознавая этого.
И поэтому на ваш сайт или другой продукт пользователи приходят уже с каким-то эмоциональным багажом, будь это положительные или же отрицательные эмоции.
Чтобы испортить впечатление о вашем продукте, достаточно одной маленькой ошибки. Но чтобы вызвать положительные эмоции и запомниться — нужна уже огромная работа!
Эмоции — сильное чувство. Пользователи запоминают сайт или продукт не по красивой картинке, не по сочным кнопкам и выпадающим окнам, а по тому, какую эмоцию они получили от всего этого в совокупности. Все элементы в тандеме работают на восприятие. Плохо сверстанный сайт, плохая цветовая гамма, мелкие и блеклые ссылки и невнятная архитектура — вызовут лишь отчуждение и негатив.
На эмоции надо влиять, получать выгоду от них. Для этого существуют инструменты, которые повседневно используются в разработках и отлично зарекомендовали себя. Это такие инструменты воздействия, как:
- Видео;
- Звук;
- Анимация;
- Интерактивные элементы.
Все это прекрасно позволяет донести до вашего клиента смысл вашего продукта, вызвать обратную реакцию, ту самую, которую вы задумали.
Отличный пример такого подхода — сайт Warsaw Rising 1944.
Звуки, видео, музыка — все работает на одну цель. И выполнено это прекрасно. Сайт западает в душу надолго. И в ряду подобных минималистичных сайтов, если смотреть на дизайн, выделяется и запоминается благодаря эмоциям.
Как мы это делаем в нашей студии
Начиная любой проект, мы фиксируем задачу, которая перед нами стоит, обсуждаем с клиентом тонкости и его пожелания. После этого приступаем к проектированию. К этому этапу мы подходим с терпением, так как он очень важен, и ошибки, совершенные на этом этапе, выльются в незапланированные затраты на следующих этапах производства.
1. Мы не используем бумажное проектирование. Оно больше не работает.
Сейчас существует масса средств и приемов интерактивного взаимодействия с пользователями, которые применяются как в интернете, так и на внешних устройствах — планшетах, смартфонах и т.д. И их трудно и почти невозможно реализовать на бумажных прототипах. И для этого мы используем программные продукты, в которых экспериментируем с подачей и возможностями. Вот несколько таких программ, которыми мы часто пользуемся в студии:
- Pixate
- Moqups
- FluidUI
- Invision
2. Мы думаем о среде и средствах использования.
Каждый сайт или продукт живет и используется человеком в какой то среде. Это значит, что не все сайты и приложения люди смотрят дома, сидя за компьютером в теплых тапочках и с кружкой чая. Рассмотрим пару примеров:
- Сайт с вечерним или ночным трафиком посещаемости. Если мы знаем, что основной поток пользователей на сайт приходится на вечернее или на ночное время суток — мы стараемся в дизайне избегать светлых и ярких тонов, так как это будет раздражать людей и их зрение при прочтении контента сайта в комнате с приглушенным светом. Или даже с выключенном светом.
- Новостной блог для студентов. Мы рассчитываем, что основной трафик посещаемости попадает на то время, когда студенты свободны, и скорее всего находятся в транспорте по пути в учебное заведение или домой. Они устали или не выспались. Для этого мы рассчитываем управление на мобильной версии сайта так, чтобы им было удобно управлять одной рукой, и контент имел хорошую читабельность. Ведь зачастую в общественном транспорте одной рукой люди держатся за что-то, а другой листают новостную ленту.
Не стоит забывать о том, где смотрят на ваш сайт, на каких устройствах и при каких условиях. Это очень важно.
3. Микротесты.
На каждом этапе проектирования мы фиксируем обратную связь от клиента и от потенциальных его клиентов. Мы разбиваем весь процесс проектирования на маленькие итерации, на которых даем клиенту наш прототип и считываем его реакцию и замечания. Чем чаще мы это делаем, тем лучше конечный результат в итоге. Наша задача на таких микро-проверках — подтвердить теорию и правильность выбранного пути. Это очень помогает на крупных и сложных проектах.
4. Портреты пользователей (ЦА).
Перед каждый проектом мы согласовываем с клиентом его целевую аудиторию. Ведь обычно клиент лучше знает своих пользователей и кто пользуется его услугами. Для него мы создаем список виртуальных (придуманных) личностей, описываем их характер и примеры поведения. И на каждом этапе проектирования сверяем, подходит ли эта модель поведения конкретного выдуманного пользователя или нет.
Все эти простые шаги позволяют нам на самом первом и важном этапе производства четко сформулировать видение проекта, его особенности и тонкости.
About the author