Основатель студии «Логомашина» Роман Горбачёв написал колонку о том, как он начинал свой бизнес и с какими опасениями сталкивался — ему удалось насчитать семь пунктов и развеять каждый из этих мифов.
Иногда хочется вернуться в прошлое, чтобы сказать себе: «Просто будь смелее!» Я запустил свой проект полтора года назад, и жалею только о том, что не сделал этого раньше, ведь мне ничего не мешало. Ничего, кроме сомнений, которые подкреплялись вполне разумными аргументами.
Знакомые, друзья и коллеги доступно объясняли, почему моим планам не суждено сбыться. Я не могу похвастаться какой-то головокружительной историей успеха, но мои небольшие вложения на старте (восемь тысяч рублей на создание лендинга) принесли в конечном счете заказов на миллионы рублей. И если выручки в миллион я ждал почти год, то сейчас на это уходит пара месяцев. Для меня это, хоть и скромный, но успех.
Поэтому я хочу рассказать о сомнениях, которые мешали вложить в проект все силы. Это может быть полезно тем, кто запускает свой проект или планирует в нем серьезные изменения. Всем остальным, надеюсь, будет любопытно узнать, какие сомнения терзали меня полтора года назад.
Расскажу в двух словах, как родилась идея «Логомашины». На тот момент я уже пять лет работал дизайнером и разрабатывал логотипы. Я заметил — часто самый первый вариант лого, предложенный заказчику, был лучшим. А правки и игры со шрифтами были пустой тратой времени, и только ухудшали результат.
Иногда заказчик после месяца работы возвращался к изначальному варианту, сделанному в первый же день. Поэтому я придумал такую услугу — профессиональный дизайнер делает «первый вариант» логотипа, но не за десятки тысяч, как обычно, а всего за две тысячи рублей.
C одной стороны, заказчик без лишних проблем получает логотип, за который другие бы заплатили пятизначную сумму. С другой, он ограничен в выборе, а ведь не факт, что вкус опытного дизайнера совпадает со вкусом заказчика. Неудивительно, что многим моя затея казалась сомнительной. Мне называли самые разные причины провала проекта, и все они даже сейчас звучат на удивление резонно и логично. И я очень рад, что могу оглянуться назад и попытаться понять, почему этим опасениям не суждено было сбыться.
Вот какие причины провала называли чаще всего.
- Никто не будет покупать услугу со 100% предоплатой с одностраничника
- Необходим офис — клиенты захотят приехать лично, чтобы согласовать детали заказа
- Будет много недовольных заказчиков
- Нужна мощная реклама, а ты в этом ничего не понимаешь
- Логотип — одноразовый продукт. Чтобы продать 1000 лого, нужно найти 1000 клиентов
- Невозможно конкурировать с дизайнерскими конкурсами — там можно получить сотню вариантов лого
- Если проект всё-таки будет зарабатывать, его скопирует любой школьник
Никто не будет покупать услугу со 100% предоплатой с одностраничника
Действительно, мой первый лендинг большого доверия не вызывал. Там было несколько примеров лого, четыре отзыва и кнопка «купить». Поэтому первые клиенты появились только после того, как я подробно описал услугу в блоге на «Спарке». Хотя были и заказчики, которые ничего не слышали о «Логомашине», и находили нас в Google. Сегодня, с появлением расширенных тарифов, клиенты переводят 40-50 тысяч рублей предоплаты, хотя раньше я и представить такое не мог.
Необходим офис — клиенты захотят приехать лично, чтобы согласовать детали заказа
Мы сделали больше тысячи работ для самых разных заказчиков. Угадайте, сколько из них изъявили желание приехать лично? Не больше десяти! У нас в гостях был директор по маркетингу компании «Газелькин», музыкант Павел Чехов, основатели компании «Массштат». И общались они в основном со мной, а не с дизайнерами — с таким же успехом мы могли встретиться в каком-нибудь кафе. Я тоже думал, что многие захотят посмотреть на рабочий процесс и познакомиться с дизайнерами, но, как оказалось, большинству достаточно связи по телефону или через интернет. Так что, пока я не начал брать дизайнеров в штат, смысла в офисе не было.
Будет много недовольных заказчиков
Скажу честно — не все заказчики остаются довольны. И именно они при каждом удобном случае рассказывают о своем неудачном опыте в самых темных тонах. Но все оказалось не так страшно — помогают правки, подробный бриф и участие арт-директора. Бывало, что мы «косячили», а бывали клиенты, которые считали, что купили всю команду дизайнеров на несколько месяцев, но в общем всё лучше, чем можно было предполагать.
Нужна мощная реклама, а ты в этом ничего не понимаешь
Вот тут каюсь — рекламы как не было, так и нет. Большинство клиентов узнали о «Логомашине» из наших статей и постов: о нас писали на AdMe, в газете «Метро» и даже показывали по телевизору. Другие заказчики приходили по рекомендации знакомых. Поэтому первым делом я взял в штат иллюстратора Анастасию Кушнаренко. Она оформляет все наши материалы, а я буду восполнять пробел в стандартных методах рекламы. В ближайшее время планирую тестировать контекст, но для этого нужно добавить информации на сайт «Логомашины».
Логотип — одноразовый продукт. Чтобы продать 1000 лого, нужно найти 1000 клиентов
Если честно, я тоже так думал, но меня это не особо пугало — попытка не пытка. Как оказалось, многие стартаперы регулярно запускают проекты, и для каждого нужен уникальный логотип. Самые предприимчивые «перепродавали» наши логотипы конечному заказчику в несколько раз дороже — так родилась партнерская программа «Логомашины». Я и сам несколько раз становился своим клиентом, когда запускал другие проекты.
Невозможно конкурировать с дизайнерскими конкурсами — там можно получить сотню вариантов лого
Никогда не считал конкурсы правильным способом разработки логотипа. Не много хороших дизайнеров участвуют в них, а выбирать на свой вкус среди плохих вариантов — верный путь к ужасному логотипу. И потом заказчик будет встречать пародию на свой лого в портфолио у сотни фрилансеров.
У логотипа всегда есть конечная цель, из-за которой он и стоит во много раз дороже простого рисунка. И цель эта — не просто «понравиться заказчику визуально». Поэтому к конкурсам я отношусь крайне скептически, хотя многие рассматривают их как нормальный метод разработки айдентики.
Если проект всё-таки будет зарабатывать, его скопирует любой школьник
Этой теме я посвятил отдельную заметку на «Спарке». Действительно, запустить подобный сайт очень легко, и поначалу меня жутко бесили «клоны» «Логомашины». Я имею ввиду копирование самого лендинга — начиная от текстов и заканчивая программным кодом. Обидно, когда воруют твои разработки, но, как оказалось, ничего страшного в этом нет. Ни один из клонов долго не протянул, ведь сайт — это только внешняя часть проекта. Гораздо важнее, как организована работа команды, а это уже не так просто скопировать.
Я не призываю игнорировать всех, кто дает вам советы. Но не стоит слишком серьезно относиться к сомнениям — так можно всю жизнь готовиться к тому, что никогда не произойдет. По мере развития проекта открываются новые возможности, которые помогают решать проблемы. Надеюсь, мой опыт поможет преодолеть сомнения тем, кто оказался в подобной ситуации. Собирать мнения друзей и знакомых бывает полезно, но никто не поймет суть ваших идей лучше вас самих. Иногда стоит просто сделать так, как считаешь нужным, и узнать, что из этого выйдет.
About the author