Представители компании Axioma, которая занимается веб-разработкой стартапов и сложных сервисов, составили для AD обзор российского туристического рынка в кризис и состояния сервисов, которые могут помочь организовать отдых в России.
Кризис и валютный курс вынудили многих жителей России отказаться от заграничного отдыха в пользу отечественного. Это одновременно стало очередным ударом по традиционным турфирмам и толчком для развития туристических онлайн-сервисов. Что же может предложить российский рынок ОТА (Online travel agencies) тем, кто хочет организовать свой отдых в России?
Авиабилеты
Это самый большой сегмент туристического онлайн-рынка. В России на него приходится половина рынка в денежном выражении. Но это очень низкомаржинальный бизнес. Основная часть его оборота приходится на саму стоимость билетов. Сервисы бронирования получают авиабилеты от авиакомпаний со скидкой в несколько процентов и могут зарабатывать только в рамках этой скидки. Авиакомпаниям невыгодно отдавать агрегаторам билеты с большой скидкой, потому что они являются не только каналом рекламы и продаж, но и конкурентами.
Несмотря на все это, в рунете существует достаточно большое количество агрегаторов авиабилетов: Aviasales, OneTwoTrip, Bravoavia, Anywayanyday, Tickets.ru, Biletix и другие. Но некоторым из них уже пришлось закрыться. Например, украинскому агрегатору
Senturia и скандально известной «Эвитерре».
Александр Буракруководитель SEO-отдела компании Axioma
Крупные игроки рынка заявили, что на количестве покупок кризис не сказался — упали перелеты заграницу, но выросли внутренние перелеты. Но так ли это на самом деле?
Не секрет, что основной канал привлечения клиентов у агрегаторов — это поисковый трафик. У самого посещаемого метапоисковика авиабилетов Aviasales по данным
SimilarWeb поисковый трафик составляет 38% всех посещений (31% SEO и 7% контекстная реклама).
Можно посмотреть популярность самого частотного общего запроса «авиабилеты» по месяцам до кризиса и после с учетом сезонности. Анализировать лучше по «Яндексу», так как доля коммерческих поисков в нем значительно выше, чем в Google. И мы будем смотреть не только слово «авиабилеты», а сумму частотностей всех запросов, содержащих это слово — как «авиабилеты Самара», так и «авиабилет в Лондон». Сама тематика сезонная, поэтому корректно будет сравнивать рост и падение популярности по месяцам в процентах за два периода — до кризиса и после начала кризиса (данные из wordstat.yandex.ru, регион Россия):
Самое большое падение было в январе — до кризиса это был месяц большого роста (37%), а в этом году частотность запросов снизилась на 19%. В феврале и марте популярность поисков авиабилетов в «Яндексе» выросла, но два последних месяца наблюдается негативный тренд.
Железнодорожные билеты
Несмотря на то, что в России всего два основных сервиса продажи железнодорожных билетов —
сайт РЖД и появившийся ранее «Туту.ру», этот сегмент является вторым по размеру всего рынка ОТА в денежном выражении. Сейчас уже 30% всех билетов на поезда дальнего следования пассажиры покупают онлайн. 90% продаж приходится на сервис РЖД.
Отели
На третьем месте с небольшим отрывом находятся сервисы бронирования отелей. Основная доля российского рынка приходится на американские сервисы, в первую очередь на Booking.com. Среди отечественных сервисов более или менее известными являются «Островок» и Oktogo.
Несмотря на то, что «Островок» позиционирует себя как российскую альтернативу Booking.com, во многих городах России он предлагает меньше вариантов, чем западный сервис. Наибольший выбор отечественных отелей предоставляет Oktogo.
В 2014 году также появился сайт RusRooms, который работает только с российскими отелями. Но пока что на нем представлены отели только 68 городов России при том, что в России 166 городов с населением более 100 тысяч человек.
На мой взгляд, данный сегмент в России является самым неразвитым и при этом самым перспективным в период роста популярности внутреннего туризма. На данный момент такие сервисы предлагают отели только в относительно крупных или известных туристических городах — в миллионниках, городах Золотого Кольца и на побережье Черного моря. Найти жилье в Уральских горах, на Алтае, Байкале и близ других природных достопримечательностей гораздо сложнее, а зачастую просто невозможно.
Во многих маленьких городах России есть небольшие гостиницы и дома отдыха, которые никак не представлены онлайн. Чаще всего их администраторы не являются продвинутыми пользователями интернета, поэтому забронировать номер в таких гостиницах можно только в турфирмах региона, сервис которых зачастую оставляет желать лучшего.
Александр Буракруководитель SEO-отдела компании Axioma
Сравним, как изменился спрос, посмотрев частотность запросов, содержащих самое популярное слово в этой тематике — «отели» (почти в два раза частотнее, чем «гостиница»).
Рынок значительно просел в январе 2015 года — на 3%, в то время как год назад в январе был рост в 81%. В то же время далее в феврале и марте наблюдался рост.
Частное жилье
Многие стартаперы пытаются развивать в России сервисы онлайн-бронирования квартир и коттеджей. В мае 2014 года запустился сайт Tutt.ru, на котором представлено частное жилье в России и странах СНГ. Сайт внешне очень напоминает самый популярный в мире сервис аренды апартаментов Airbnb. Сам Airbnb в августе 2014 года
договорился о размещении своих предложений на сайте Ostrovok.ru.
Первый подобный сайт в России появился еще в 2011 году — Travelrent. Но уже в 2013 году на нем перестала работать функция бронирования. Затем было закрыто еще несколько «клонов» Airbnb: «Апартатор», «Кударом», «Твил», RentHome, «Инсоюз», Flatora и другие. Сайт Travelrent сейчас снова предлагает бронирование отелей, но новости сервиса в соцсетях не обновлялись с 2013 года.
Сложность данного сегмента рынка в недостатке доверия российских жителей и механизмов по защите пользователей. На Airbnb пользователь чаще всего должен перечислить почти 100% стоимости жилья для того, чтобы его забронировать. Хозяин квартиры или дома получит ее только через сутки после того, как заселятся жильцы. Если сделка вдруг отменится по вине владельца, деньги вернутся арендатору.
Такая система не всегда работает в России — туристы не доверяют сервисам и хозяевам и не хотят перечислять 100% до того, как увидят жилье своими глазами. Владельцы квартир и домов не доверяют площадкам и жильцам и хотят получить оплату заранее. Хотя, с учетом большой нехватки качественных гостиниц, подобные сервисы могли бы закрыть огромную дыру в российском туристическом рынке, если разработать правильную стратегию работы как с арендодателями, так и с путешественниками.
Туры
На четвертом месте после сервисов аренды номеров в отелях находятся сервисы бронирования пакетных туров. Многие эксперты считают, что этот сегмент является очень перспективным для России, так как большинство жителей страны по-прежнему не готовы полностью организовать путешествие самостоятельно (купить билет на самолет, забронировать трансфер, арендовать гостиницу и продумать развлечения) и предпочитают пакетные туры.
В 2012 году запустилось туристическое агентство OnlineTours, которое продает туры, включающие в себя проезд, проживание, питание, экскурсии. В 2014 году международные венчурные фонды инвестировали в сервис девять миллионов долларов. Компания планирует направить их на на развитие технологической платформы и увеличение рыночной доли.
В марте 2015 год «Яндекс»
представил сервис «Яндекс.Путешествия». Он позволяет пользователям искать туристические пакеты, которые включают перелет, проживание и при необходимости трансфер. Следом Rambler&Co запустил сервис «Рамблер.Путешествия» с турами по 20 популярным направлениям, как за границу, так и внутри России.
Попутчики
В Европе большой популярностью пользуется сервис поиска попутчиков
BlaBlaCar. На нём водители могут найти пассажиров в машину для того, чтобы сэкономить на бензине, а путешественники могут найти человека, который подвезет их до нужного города. В западной Европе такой сервис популярен прежде всего из-за очень высоких цен на поезда и бензин.
В 2014 году BlaBlaCar
купил украинский стартап Podorozhnik и вышел на российский рынок. Несмотря на опасения экспертов по поводу того, что россияне не будут пользоваться подобным сервисом из-за недоверия друг к другу, BlaBlaCar успешно развивается в разных регионах страны. Учитывая недостаточное количество поездов и железнодорожных направлений в России, высокую стоимость авиабилетов и неудобство автобусных перевозок, популярность сервиса неудивительна.
Автобусы
В этом году в России запустился сервис покупки билетов на междугородние автобусы TakeBus. Если ему удастся договориться с перевозчиками, он значительно облегчит бронь мест в автобусах. Сейчас автовокзалы чаще всего находятся на окраинах российских городов, и для покупки билетов пассажиры вынуждены ехать туда, так как кассы находятся только непосредственно на вокзалах. Пока что в сервисе можно найти рейсы только из некоторых крупных российских городов.
About the author