Смерть стартапа: История провала «Airbnb для парковок» — сервиса Hello Parking | Цифровой журнал | about digital

Создатели сервиса для краткосрочной аренды парковок Hello Parking Крис Хугверф и Нил Ханна после закрытия стартапа в 2011 году опубликовали материал о том, как развивался проект и почему он провалился. Спустя два года Крис Хугверф написал ещё одну заметку — на сей раз, по словам предпринимателя, взглянув на проблему под другим углом.

Hello Parking — это «Airbnb для парковок». По словам создателей сервиса, когда у них только родилась его идея, об Airbnb ещё никто не слышал, но лучше всего можно было описать Hello Parking именно так.

Основатели проекта жили в Бостоне (где, по их словам, одни из самых дорогих общественных парковок в США) и однажды подумали о том, почему бы владельцам личных парковок не сдавать их на небольшие отрезки времени за умеренную плату. Идея показалась им отличной — однако выяснилось, что немногие готовы сдвать своё место незнакомцам: «В городе, где найти дешёвую стоянку — большая проблема, владельцы личных парковочных мест берегут их как зеницу ока — даже если они простаивают без дела».

Когда стало очевидно, что первоначальная идея провалилась, создатели решили сменить направление — и стать «ZipCar для парковок». Для этого требовалось арендовать парковочные места по всему городу и сдавать их пользователям сервиса по более дешёвой цене, чем остальные компании.

Бизнес-план показался убедительным — о проекте написали несколько крупных западных СМИ. На него обратил внимание стартап-акселератор TechStars — в отборочном туре компания заняла 30 место из 700, и ей не хватило лишь нескольких баллов, чтобы попасть в летний набор программы. У проекта, по словам Хугверфа, было большое количество потенциальных пользователей, которые готовы были приобрести его услуги.

Однако когда создатели обратились к нескольким специалистам по недвижимости, у которых собирались арендовать парковочные места для запуска бета-версии Hello Parking, те заявили, что их не интересует подобная перспектива. Несмотря на то, что команда предлагала сразу заплатить деньги за аренду и вернуть места, как только они понадобятся владельцам, большинство арендаторов предпочло не связываться с проектом. Они и так зарабатывали «достаточно» — и не хотели создавать себе дополнительные сложности.

Основатели проконсультировались у нескольких менторов TechStars и пришли к выводу, что им следует обратиться в другое место — к владельцам крытых парковок. Хугверф и Ханна полностью изменили бизнес-план — теперь Hello Parking продавал скидочные купоны на парковки, то есть стал «Priceline для парковок».

Через некоторое время, благодаря собственным знакомствам и LinkedIn, создателям Hello Parking удалось познакомиться с «королём парковок Бостона» — человеком, который имел множество связей в этой сфере и грел желанием помочь стартапу. Он рассказал молодым людям о тонкостях парковочного бизнеса, объяснил, что практически ни одна крытая парковка не бывает заполнена до отказа и дал предпринимателям полезные контакты — фактически взял стартап под опеку.

Тогда Хугверф и Ханна решили, что их миссией станет заполнение пустующих парковочных мест — с помощью специальных предложений для пользователей. Каждый из клиентов мог предложить собственную цену на парковку, которую он был готов заплатить, а владельцы близлежащих парковок должны были принять её, отклонить или выставить встречное предложение. Бизнес-модель, по словам предпринимателей, пришлась по душе местным изданиям — и уже через некоторое время у сервиса были сотни пользователей по всему Бостону.

Проект пытался работать со многими владельцами парковок — как крупными организациями, так и небольшими компаниями. Проблема, говорит Хугверф, заключалась в том, что крупные держатели парковок также не хотели менять привычный им уклад ведения бизнеса. Им было комфортнее видеть пустующие места, чем заполнять их по сниженной цене. Они зарабатывали достаточно для того, чтобы не беспокоиться о пустых парковочных местах.

Следующим решением, которое попробовали молодые предприниматели, стала организация групповых парковок. Идею подала женщина, которая хотела выкупить с помощью Hello Parking сразу несколько парковочных мест на день рождения своего мужа. Перед основателями стояло две задачи: убедить пользователей парковаться в одном месте и убедить владельцев крытых парковок предоставлять скидки большим группам клиентов.

В течение нескольких недель Хугверф и Ханна вели переговоры с держателями крупных парковок. В итоге им удалось получить всего два предложения сделки — но и те принесли бы стартапу только убытки. Тогда предприниматели решили прекратить работу над сервисом.

По словам Хугверфа, за семь месяцев работы над проектом команда получила колоссальный опыт и завязали множество полезных знакомств. Крис Хугверф до этого руководил несколькими стартапами, которые оказались более успешными, и считает, что негативный опыт также был для него полезен.

В своём первом материале основатели Hello Parking выделили несколько основных уроков, которые им удалось вынести за время работы над собственной компанией:

  • Начинать бизнес нужно, когда ты молодой. «Инвесторы любят студентов — у них нет долгов, детей, им нужно не так много средств на существование. Они готовы довольствоваться растворимой лапшой — а все деньги вкладывать в бизнес».
  • Важно провести исследование рынка, но отказываться от своей идеи только из-за его результатов не стоит. Всегда можно найти какие-то варианты.
  • Когда предприниматель занимается своим проектом, его должно волновать не только как реализовать хорошую идею, но и как эта идея впишется в экосистему всей отрасли. Основатели Hello Parking, по их словам, нашли множество способов заполнить пустующие места и принести владельцам парковок дополнительную прибыль — однако это оказалось никому не нужно.
  • По возможности нужно избегать проектов, для реализации которых нужна заинтересованность двух сторон. Хугверф называет это «проблемой курицы и яйца». Стартапу не удалось привлечь достаточное количество арендодателей, поэтому и пользователей оказалось не так много — и компания не смогла генерировать достаточно прибыли, чтобы заинтересовать других владельцев парковочных мест.
  • Спустя два года, в 2013 году, Крис Хугверф опубликовал ещё одну заметку, посвящённую провалу Hello Parking. За это время, по словам предпринимателя, он успел многому научиться — и понял, что старый материал был далеко не полным. Он изучил принципы Lean (концепция предпринимательства, основанная на парадигмах бережливого производства, Customer Development и гибгих методологиях разработки — прим. ред.) и другие аспекты ведения бизнеса, и пришёл к выводу, что стоит поделиться с читателями своими новыми размышлениями.

    Бывший стартапер собрал несколько основных инсайдов, которые он узнал за два года:

  • Развивая собственный бизнес, никогда нельзя прекращать заниматься Customer Development (тестирование гипотез с помощью интервью целевой аудитории — прим. ред.). Педприниматель, который думает, что изучил своего пользователя, обречён на провал.
  • На самом деле рынок аренды парковочных мест был готов к появлению Hello Parking. Не готовы были основатели стартапа — они не умели говорить на языке этого рынка.
  • Пивот ради пивота не имеет смысла. Не проводя исследования и не тестируя появившиеся гипотезы, стартапер так и не выяснит, что мешает ему достичь успеха.
  • Когда речь заходит об обучении предпринимательству, незаменимыми источниками знаний являются хорошие книги и личный опыт. Хугверф отмечает, что после окончания бизнес-школы, он считал, что готов к созданию собственного дела — но это оказалось не так. По словам основателя Hello Parking, ему пришлось прочесть много книг о бизнесе, прежде чем начать хоть немного разбираться в этой сфере. Предприниматель рекомендует начать с работ Стива Бланка и Эрика Райса.
  • Стартаперам следует игнорировать ажиотаж вокруг их продукта и стараться сосредоточиться на том, что действительно важно для бизнеса — завоевании рынка, превращении ранних пользователей в евангелистов бренда. Многие начинающие предприниматели путают упоминания в прессе и положительные отзывы инвесторов с настоящим успехом — и это сбивает их ориентиры.
  • Не нужно стесняться делиться своим опытом — пусть он и не совсем удачный. По словам Криса Хугверфа, первый материал о неудаче Hello Parking помог ему установить несколько полезных связей и найти новое место работы.
  • Сейчас Хугверф занимает должность продакт-менеджера в студии мобильной разработки Raizlabs. Бывший стартапер также успел поработать в компании QuickPay, занимающейся паркингом, и клининговом стартапе Zaarly.

    About the author

Оцените статью