Смерть стартапа: «Мы два года пытались заполнить пробел, которого не существовало» — история Travelllll | Цифровой журнал | about digital

Создатель новостного сервиса для путешественников Travelllll Джон О’Нолан после закрытия стартапа в 2013 году написал в своём блоге заметку, в которой подвёл итоги своей работы — рассказал, чего удалось достичь сервису, почему ему пришлось свернуть деятельность и какие уроки вынес предприниматель.

«Несколько недель назад я прочёл материал от создателя сервиса для заказа и оплаты напитков в баре FlowTab, который был вынужден закрыть свой стартап. Он проанализировал успехи и неудачи команды и сделал вывод о том, почему проект провалился. Кроме того, сотрудники выложили в открытый доступ все свои наработки — чтобы труд двух лет не пропал даром. Сейчас я собираюсь поступить так же», — пишет О’Нолан.

Начало и конец Travelllll

Летом 2010 года будущего предпринимателя пригласили поработать с компанией Ричарда Брэнсона Virgin Atlantic. Его задачей было создать трэвел-блог. До этого О’Нолан работал с рядом других проектов в сфере путешествий — эти знакомства и помогли ему получить заказ от Virgin. После завершения работы специалисту предложили отправиться в пресс-тур с другими журналистами и написать одну из первых заметок для созданного им блога.

Поездка в Валенсию длилась одну неделю, компания полностью оплачивала все расходы, включая билет на Гран-При «Формулы 1». Не самое трудное решение в моей жизни.

В ходе этой поездки будущий стартапер, по его словам, познакомился со многими представителями трэвел-индустрии. В то время сфера путешествий только начинала осваивать социальные сети, и многие из попутчиков О’Нолана говорили о том, что за социальными медиа стоит будущее отрасли. «Twitter к 2010 году мне уже наскучил. А эти люди, казалось, только открыли его для себя», — говорит Джон О’Нолан.

В течение следующего года О’Нолан посетил ещё несколько аналогичных поездок (за собственный счёт). К лету 2011 года он познакомился с несколькими людьми, которые двигались в нужном направлении — им, так же как и автору материала, было очевидно, что в сфере путешествий не хватает собственного Mashable. Отрасли нужен был свой сайт для освещения новых технологий, тенденций и важных событий. На то, чтобы создать макет и реализовать сервис, у предпринимателя ушло несколько месяцев. Так появился проект Travelllll.

В первые несколько месяцев, как казалось О’Нолану, дела у сервиса шли «достаточно хорошо». Команде легко удалось заключить несколько контрактов с крупными компаниями из отрасли — Expedia, KLM, Travora, TravelZoo, Guoman Hotels, Four BGB, World Travel Market, TBEX и другими. По словам стартапера, все они искали возможность появиться в «новых медиа» — и Travelllll как раз и был для них такой возможностью.

Однако в какой-то момент аудитория проекта перестала расти. У сервиса было, по словам О’Нолана, около пяти тысяч «верных поклонников» — трэвел-блогеров. «Мы покрыли весь рынок, на котором работали — «рынок вдохновения для путешественников». Все остальные ниши уже были заняты. Нам было просто некуда идти», — говорит предприниматель. Тогда команда решила сменить направление сервиса.

Сначала создатели проекта решили преобразовать сервис в сайт для тех, кто ищет различные пресс-туры. На нём теперь можно было в режиме реального времени наблюдать за тем, какие поездки проходят по всему миру. «Это интересное применение имевшейся у нас технологии, но аудитории для такого сервиса не существовало», — говорит О’Нолан.

После этого к сервису была добавлена функциональность, с помощью которой бренды могли связываться с трэвел-журналистами и заказывать у них материалы на определённую тематику. Затем команда попробовала создать собственный путеводитель для тех, кто ездит в пресс-туры, освещая множество подобных мероприятий. «Всё это было очень забавно, но совершенно бессмысленно», — пишет Джон О’Нолан.

К началу 2013 года проект покинули несколько членов команды, а те, кто в ней остался, порядком разочаровались в стартапе и не могли придумать ничего нового. Трафик, идущий на сайт, падал, сотрудники стали производить гораздо меньше контента, и в целом наполнение сервиса оставляло желать лучшего.

«Мы заработали немного денег, но их оказалось достаточно, только чтобы покрыть расходы на поддержание работоспособности сайта», — отмечает предприниматель. Стратегия руководства сервиса заключалась в том, чтобы привлечь большое количество трафика и начать продавать рекламные объявления. Однако набрать достаточную пользовательскую базу не удалось — по словам О’Нолана, у сервиса просто не было реальной аудитории.

«И тогда мы осознали фундаментальную вещь, которая мешала нам двигаться всё это время. Индустрия путешествий отстаёт в плане освоения социальных сетей потому, что это рынок, который кардинально отличается от всех остальных. Средний потребитель пользуется сервисами для путешествий раз-два в год. Сравните этот показатель с другими отраслями: например, технологической. Смартфоны и другие технические новинки с нами каждый день», — говорит стартапер.

По мнению О’Нолана, это именно та причина, по которой проваливаются практически все стартапы, пытающиеся «вдохновить» путешественников. Даже проект от крупнейшей организации Virgin Atlantic, над которым до этого работал Джон О’Нолан, в итоге был закрыт. Та же самая судьба, как отмечает предприниматель, постигла и сервис Trippy, который привлёк $5,3 млн инвестиций и проводил пивот три или четыре раза. То же самое случилось и с аналогом Foursquare — Gowalla — создатели которого, по словам О’Нолана, сделали ставку на «вдохновение», а не на социальную составляющую проекта.

Реальность такова, что большинство людей не делают из своих поездок хобби. Это дорого и не каждому по карману. Люди берут отпуск — и не задумываются о новом путешествии до тех пор, пока не появится шанс взять ещё один. Мы пытались работать на крошечном рынке, который не собирается расти.

Уроки провала

«Мы не измеряли наш traction. В первые двое суток после запуска сайт набрал 10 тысяч просмотров. В дальнейшем трафик в среднем в три-четыре раза превосходил трафик любого трэвел-блога. Мы знали, что мы достаточно крупная рыба — но не имели понятия о том, насколько маленьким был пруд», — пишет О’Нолан.

По мнению О’Нолана, если стратегия монетизации сервиса заключается в размещении рекламы, то аудитория сайта должна быть «не просто большой, а огромной». Travelllll не удалось получить для этого достаточного количества пользователей.

«Запуск журнала или новостного сайта — это очень трудно. Возможно, самое сложное в этом — выстроить процессы в редакции. Было невероятно трудно найти нескольких авторов и запустить рабочую версию сайта. Пожалуй, управление редакцией — это главное препятствие, с которым я столкнулся, и которое заставило меня разочароваться в своём проекте», — отмечает предприниматель.

«Когда рынок вам незнаком, найти его проблемы очень легко. Через два года после работы над сервисом мы поняли, что пробела, который мы пытаемся заполнить, на самом деле не существует», — говорит О’Нолан. Стартапер полагает, что любой, кто не работал на конкретном рынке до запуска стартапа, не может с точностью сказать, что видит его проблемы — даже если ему кажется, что он полностью изучил отрасль, пообщавшись с нужными людьми и прочитав конкретную литературу.

«Небольшой успех хуже, чем полный провал». Как говорит предприниматель, небольшой успех для стартапа — всё равно что паралич для человека. У компании не получается двигаться и расти, а создатели будто проходят бесконечную проверку на прочность. Что ещё хуже, замечает О’Нолан, у команды так и не получилось понять, что именно это с ней и происходило. Сотрудники не смогли осознать, что они не настолько успешны, насколько им казалось.

Если бы О’Нолану пришлось запускать новый стартап

Если бы предприниматель мог вернуться назад и заново прожить эти два года, он бы, по его собственным словам, возможно вообще не запускал бы проект. Туристический рынок, говорит он, нуждается в некоторых сервисах, но «блоги для вдохновения» не входят в их число. Если бы предпринимателю предложили создать собственную компанию в сфере путешествий, он бы придерживался одного из двух направлений:

  • Конкретные активности, которыми люди могут заниматься во время путешествия. Как отмечает О’Нолан, всё больше людей выбирают место для путешествия, исходя из собственных хобби — они ищут лучшее место, чтобы заняться сёрфингом, скалолазанием, прыжков с парашютом, кайтбордингом, подводным плаванием и так далее. Им не нужно вдохновение, они хотят знать, где лучше всего заниматься теми или иными вещами. «У таких людей есть средства, они часто совершают одно- и двухдневные поездки, с такой аудиторией можно работать».
  • Блоги или сервисы, описывающие определённые направления. По словам О’Нолана, обычно пользователей сети не интересует, насколько конкретная страна понравилась условному блогеру, их волнует то, насколько она понравится им самим. Они ищут места, куда им захотелось бы поехать. Это не то же самое, что описывать собственные впечатления от поездок, замечает предприниматель.
  • Несмотря на то, что сервис провалился, говорит О’Нолан, его дизайн и код — то, чем предприниматель действительно гордится. «Это был невероятно мощный блог на WordPress, функциональность которого сравнима с крупными новостными сайтами». предпринимателю не хотелось бы, чтобы его труд пропадал даром, поэтому он представил исходный код сайта в открытом доступе.

    About the author

Оцените статью