Администрация Facebook-сообщества «Я люблю Москву» (I love Moscow) запустила акцию, в ходе которой, как говорится в опубликованной записи в соцсети, победитель сможет получить квартиру в московском районе Черемушки с помощью лайков. Редакция решила изучить юридическую обоснованность проведения подобной акции .
Запись с объявлением акции появилась на странице сообщества «Я люблю Москву» 26 июня — по её условиям, для того, чтобы получить шанс на выигрыш «совершенно новой квартиры» площадью 32 кв/м в районе Черемушки, пользователям соцсети необходимо поделиться записью на своей странице и подписаться на страницу сообщества в Facebook. Как обещают организаторы, имя победителя будет определено с помощью генератора случайных чисел 1-го сентября 2014 года.
На момент написания заметка запись собрала более 27 900 репостов и более 7,5 тыс. лайков:
В тексте сообщения указано, что акция проводится сообществом совместно с компанией «Москважилстрой 2000», однако с помощью
сайта федеральной налоговой службы России юрлица с подобным названием обнаружить не удалось:
Единственным способом связи с администрацией сообщества «Я люблю Москву» являются личные сообщения на Facebook, но на момент публикации заметки редация не получила ответа на свои запросы.
Юрист Севан Авалян усомнился в законности проведения промо-акции:
Севан Авалянюрист
Во-первых, из целого ряда положений и норм о сделках и обязательствах вытекает, что для совершения сделки необходимы четко определённые стороны. Это может быть и юридическое лицо, которое можно обязать выплатить или выдать награду, зная его реквизиты (ОГРН, ИНН/КПП), и физическое лицо (реквизиты документа, удостоверяющего личность).
Нужно знать, кто обещает подарить квартиру. А из представленного объявления этого не следует. Это раз.
Второй немаловажный момент — существенное условие публичного обещания награды (глава 56 ГК РФ). Гражданским кодексом предусмотрено, что награду получает или самый первый или группа первых, если заявленное требование было выполнено одновременно. То есть в таком случае у организаторов нет возможности и права выбирать случайного победителя, так как награду получает первый сделавший. А они выбирают, да еще в определённый срок.
Третий пункт: выбор победителя в имеющемся виде есть лотерея, и регулируется Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О лотереях». А в этом законе четко прописаны требования к процедуре проведения лотереи, условия участия и требования к лотерейным билетам.
Так, пунктом 1 статьи 2 указанного закона установлено, что лотерея есть игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.
Сомневаются в соответствии акции с призом в виде квартиры правилам социальной сети и эксперты в сфере digital и SMM:
Максим ЮринSMM-директор RedKeds
Конечно же, такой конкурс противоречит многим пунктам из списка правил о проведении конкурса в Facebook. Во-первых, пункту про «Personal Timelines must not be used to administer promotions (ex: “share on your Timeline to enter” or “share on your friend’s Timeline to get to get additional entries” is not permitted).additional entries” is not permitted).»
То есть, человек не может начать принимать участие в конкурсе, если входным условием является расшаривание чего-либо на свою страницу. Далее, понятно, что не хватает полных юридических правил конкурса (со всеми этими адресами, паролями и явками): «1. If you use Facebook to communicate or administer a promotion (ex: a contest or sweepstakes), you are responsible for the lawful operation of that promotion, including:
- The official rules;
- Offer terms and eligibility requirements (ex: age and residency restrictions);
- Compliance with applicable rules and regulations governing the promotion and all prizes offered (ex: registration and obtaining necessary regulatory approvals)».
Однако, стоит сказать, что видел множество розыгрышей в Facebook (которые порой проводили даже серьезные бренды), в механиках которых заложены противоречащие официальным правилам Facebook вещи.
Эти конкурсы успешно завершались, и я не слышал, чтобы Facebook предъявлял к ним претензии. Возможно, соцсеть в России пока не успевает за всем следить или не обращает внимания из-за недостаточно большого масштаба аудитории.
Михаил КазаковSMM-директор Pichesky
Забавно наблюдать как разыгрывают квартиры в Facebook даже не имея юридических правил конкурса. Вообще это всегда очень интересный момент. Розыгрыш любого материального приза (а порой даже и нематериального) должен регулироваться. Организатор должен четко обозначить себя, назвать свои реквизиты и детально расписать правила участия, отбора победителей и порядок выдачи призов. Например как это сделано у Burger King — внизу есть ссылка на полную версию правил. А сейчас задайтесь вопросом, если вы участвуете в конкурсе где победитель определяется неизвестно кем и неизвестно как, каковы ваши шансы быть обманутыми?
Бренды не впервые используют для продвижения желание аудитории получить недвижимость в Москве. В 2013 году компания «Донстрой» запустила кампанию под названием «Счастливый лайк» — для неё был создан сайт
www.luckylike.donstroy.com, который выглядел, как дом с миллионом окон. Каждому «окну» соответствовала кнопка Like — пользователи соцсети должны были нажать её и таким образом подписаться на бренд в соцсетях Facebook или «ВКонтакте».
За одним из окон «скрывалась» скидка в размере 50% на квартиру в Москве. Пользователи могли получить шанс на открытие дополнительных окон, пригласив на сайт своих друзей из социальных сетей.
Как сообщала компания «Донстрой» на своем сайте, победителем этой акции
стал житель Тюмени Кирилл Корчагин — он получил право купить с пятидесятипроцентной скидкой 1-комнатную квартиру в жилом комплексе бизнес-класса «Лосиный остров». Компания «Донстрой» также заявляла о том, что в результате проведения кампании количество упоминаний бренда в социальных сетях составило около миллиона.
About the author