Создатель Maps.Me Юрий Мельничек о глобальном рынке, выборе ниши и моделях монетизации | Цифровой журнал | about digital

5 февраля издание Ideaby.org опубликовало отчёт с выступления создателя картографического приложения Maps.Me Юрия Мельничка, чей сервис был приобретён Mail.Ru Group в конце 2014 года. Мельничек дал несколько советов начинающим предпринимателям о поиске ниши, выборе рынка и моделях монетизации проекта. AD публикует перевод материала.

#самизнаетекакиекнопки

Юрий Мельничек — один из тех, кто меняет облик белорусского бизнеса. Он создал и возглавляет Maps.Me, приложение для смартфонов с офлайн-картами. Амбиции разработчиков приятно удивляют: «Мы хотим сделать лучшие карты на OpenStreetMap, и, опираясь на OpenStreetMap, сделать лучшие карты вообще».

Намерения Maps.Me совпадают с амбициями Mail.Ru Group, которая и приобрела белорусских стартаперов в конце 2014. Этот гешефт стал одним из главных на постсоветском ИТ-рынке, а количество загрузок приложения с тех пор удвоилось до 14 млн. Вот несколько советов от Юрия Мельничка всем, кто хочет покорить мир.

Делайте продукт для мировой аудитории

Беларусь здесь определяет. Наш внутренний рынок слишком маленький, поэтому при поиске хорошей идеи для ИТ-стартапа с самого начала надо смотреть на нужды мировой аудитории. Даже нишевая вещь, хорошо сделанная и распространённая на всю планету, станет в разы более популярной, чем мега-крутое устройство для одного отдельно взятого города. Это также гарантирует вам независимость от экономической или политической ситуации в какой-то стране или регионе.

Здесь мы чем-то похожи на Израиль. Их стартапы такие успешные, так как из-за отсутствия внутреннего рынка сразу направлены на весь мир. Россиянам же, наоборот, тяжелее — часто они разрабатывают крутую вещь для Москвы, достигают успеха, но не могут выйти на мировой уровень.

При таких обстоятельствах, находиться в Беларуси — тоже хорошо. Стоимость жизни у нас меньше, чем в других странах Европы, а законодательство при экспорте упрощенное.

Делайте свой собственный продукт (привет, EPAM Systems)

Сначала ты ходишь на работу, где продаешь свое время. Потом ты начинаешь заниматься аутсорсингом. Здесь ты продаешь свое время и определенные результаты работы. Следующий уровень — работать на себя и создавать свой собственный продукт. Очевидно, и риск здесь больше: продукт может стать успешным, а может и не стать. Однако когда работаешь над собственным продуктом, ты получаешь интеллектуальную имущество, а не только деньги и опыт.

Продукт всегда останется с вами. Maps.Me долгое время имел средства только на зарплаты для персонала. Но аудитория со временем росла, что в итоге и позволило продать компанию холдингу Mail.Ru Group, в составе которого развитие ускорилось в разы. Не останавливайтесь на аутсорсинге и идите дальше, создавайте свои продукты.

Чтобы было проще, желательно найти менторов для проекта. Это может быть опытный друг или профессиональный консультант. Они помогут со стратегией, бизнес-пониманием и маркетингом. Перед тем, как обещать долю в стартапе, лучше прописать KPI (ключевые показатели эффективности). Если никто, кроме родственников, не будет в вас верить, они единственные, кто рационально вам объяснит, почему вы достигнете успеха и у вас все получится.

Ищите пустые рынки

Для успеха очень важно прийти на рынок, где нет конкуренции. Тот же рынок мобильных приложений уже сформировался, поэтому и достичь успеха стало труднее. Некоторые ниши на Android еще не насыщены, но и это скоро пройдет.

Поэтому следует идти не туда, где сейчас находится мяч, а туда, где он будет завтра. Сегодня такие сферы: часы (если получится у Apple Watch), роботы, ИТ в сельском хозяйстве, дроны, большие данные и сбор информации о себе (трекинг калорий и так далее).

Сомневайтесь

Важно не просто идти в одном направлении, но и задаваться постоянно вопросом, что я делаю, смотреть по сторонам, проверять. Не бойтесь делать эксперименты, что-то немного изменить и скорректировать курс в соответствии с рынком.

При разработке можно придерживаться двух подходов. Первый — долго работаешь над продуктом, и идеальный результат запускаешь на рынок. Это требует больших инвестиций в разработку, так делает Apple. Второй — выпустить сырую версию и посмотреть на реакцию. Позитивные отзывы придадут вдохновения, а негативные покажут недостатки.

Думайте, как интегрировать рекламу

Уже сейчас платная модель распространения приложений умирает. Люди не привыкли платить за что-то не физическое, да и не всегда уверены в качестве того, что приобретают. Самое популярное платное приложение для смартфонов — на 15 месте по выручке. Следующее — на 111.

Будущее за интегрированной и локальной рекламой. Такая реклама будет дополняющим сервисом и органично смотрится в продукте. На примере карт, это может быть предложение забронировать ближайший ресторан. Большие игроки, как Google и Facebook, уже работают над такими моделями рекламы, властвовать они начнут через два года.

About the author

Оцените статью