Вице-президент по продукту онлайн-сервиса для изучения иностранных языков LinguaLeo Артём Логинов написал для колонку, в которой рассказал о своём первом стартапе 500px и объяснил свой уход из «Яндекс.Карт» .
В 2004 году, на третьем курсе юридического факультета, я стал осознавать, что меня мало интересуют нормативные документы. Гораздо больше меня привлекали интернет-проекты и фотография. У меня была «зеркалка», я много фотографировал, а затем обрабатывал снимки ночи напролет. И тут я столкнулся с проблемой — получившиеся кадры жалко было выкладывать в сеть. Все существующие фотосайты на тот момент работали по схожему принципу: размещаешь файл, и он теряется среди миллионов таких же, без фидбека и оценки других людей.
Так в ЖЖ появилось сообщество 500px, которое мы совместно с Женей Чеботарёвым позже превратили в одноименный проект
500px.com.
Изначально мы рисовали дизайн, продумывали структуру и программировали всё сами. После удачного старта, когда к нам стали приходить не только для хранения фото, но и для просмотра чужих, Женя занялся поисками инвесторов, а я сосредоточился на продукте. Во второй версии из всех загруженных снимков отбирались самые качественные. При этом алгоритмы делали так, что даже очень красивые фотографии не задерживались в топе надолго. В итоге на 500px.com каждый день можно было найти кучу новых потрясающих снимков.
Тем временем Женя нашёл в Торонто инвестиции и открыл офис. По семейным причинам переехать в Канаду было невозможно, и мне пришлось выйти из компании. С Женей и другими ребятами из 500px мы поддерживаем дружеские отношения: когда я прилетаю в Долину, то обитаю в их офисе, а они иногда по моей просьбе прилетают выступать на российских конференциях.
После 500px я сразу же окунулся с головой в новый стартап, но на этот раз уже на спортивную тематику. Мне всегда нравился футбол, и стало интересно сделать сервис, позволяющий той или иной команде играть эффективнее. Мы нашли инвестиции и автоматизировали то, что до нас делалось только вручную. Наша технология с помощью простеньких камер отцифровывала все происходящее на футбольном поле, присваивала всем объектам идентификаторы и записывала их трэк, что позволяло следить за каждым бегающим по полю игроком и за мячом.
Когда есть сетка координат и перемещающиеся по ней идентификаторы, можно извлечь из этого массу информации. Например, в режиме реального времени сообщать тренеру команды, кто из игроков отдал больше точных передач, кто меньше, кто начал уставать и бегать медленнее (а значит, его нужно заменить). Плюс ещё около сотни таких же сведений на каждого игрока и на всю команду в целом. Уследить за всем этим человеческим глазом просто невозможно. А тут программа выдаёт все необходимые сведения для принятия верных решений.
Мы пошли ещё дальше и сделали из этого медийный продукт: брали обычный телевизионный повтор забитого гола, распознавали его при помощи своих алгоритмов и воспроизводили в 3D-режиме. Нашим проектом заинтересовались крупные интернет-порталы и спортивные сайты, так как он позволял показывать повторы забитых голов без приобретения прав на настоящие видеоповторы.
Одним из наших клиентов тогда был «Яндекс», выкупивший на несколько месяцев эксклюзивные права на показ 3D-повторов в России. Именно в «Яндекс» я решил пойти работать после продажи спортивного стартапа иностранцам. Мне хотелось делать сервисы для миллионов пользователей и попробовать себя в большой компании.
Поначалу я занимался десктопными проектами во втором по размеру отделе компании после «Поиска» — в «Картах». На тот момент маршрутизация на автомобиле и показ пробок уже существовали, геопоиск тоже неплохо работал, а вот сервисов для передвижения без авто ещё не было. Недостающим куском была маршрутизация на общественном транспорте, разработкой которой я и занялся.
Запустив этот сервис на весь мир, я переключился на мобильные геопродукты. Тогда это был набирающий обороты тренд, и делать гео-сервисы для смартфонов было огромной и крайне интересной задачей. К тому же, мне очень хотелось разобраться во всей этой мобильной специфике, в которой на тот момент по-настоящему мало кто разбирался.
Результатом моей работы стали мобильные карты «Яндекса» в их нынешнем виде. Сейчас это флагманское приложение «Яндекса» на смартфонах с десятками миллионов пользователей. Уверен, многие из читающих эту статью смотрят в них пробки, прокладывают маршруты, пользуются поиском и кучей других более мелких сервисов. Кроме того, я в разной степени приложил руку к созданию других геоприложений «Яндекса», а также очень сложной технологической платформы, на которой построена вся линейка геоприложений.
«Яндекс» — это потрясающая компания, и в ней работают невероятно крутые люди, которые многому меня научили. Но спустя 4,5 года мне понадобился новый челлендж, и я перешёл на должность вице-президента по продукту в LinguaLeo.
Во-первых, хотелось попробовать самостоятельно отстроить все процессы. Это не то же самое, что быть руководителем в большой компании, где уже до тебя все так или иначе работает. Во-вторых, мне всегда хотелось построить по-настоящему мировой продукт, вроде Foursquare или Waze, и LinguaLeo как раз может таким стать. В-третьих, LinguaLeo — это очень интересная крупная компания с крутым продуктом, 70 сотрудниками, более 10 миллионами пользователей в трех странах и умением зарабатывать деньги. И дальше проект намерен очень активно расти. Собственно, он уже один из мировых лидеров на своём рынке.
Уходить из корпорации сложно для любого сотрудника, в больших компаниях не смогут дать новых знаний, а LinguaLeo, на мой взгляд, это один из действительно интересных вариантов, ради которого мне было не жалко покинуть «Яндекс». Задачи в LinguaLeo даже интереснее, и перспективы гораздо шире.
Теперь передо мной стоят новые большие цели, а работать предстоит с настоящей Dream Team. Посудите сами — генеральный директор у нас из Evernote, люди, отвечающие за российское и международное развитие, — бывшие топ-менеджеры из Groupon и Samsung. Да и остальная команда — отличные высококвалифицированные ребята. Мне кажется, у нас всё получится.
About the author