«Windows как сервис»: Почему Windows 10 важна для Microsoft и какое будущее ждёт систему | Цифровой журнал | about digital

29 июля стала доступна для бесплатного скачивания новая версия операционной системы от Microsoft — Windows 10. С того момента, как компания впервые анонсировала ОС, к ней было приковано особое внимание. AD попытался разобраться, насколько в действительности важна Windows для Microsoft сегодня, и как компания будет развивать её в будущем.

Почему Windows 10 важна для Microsoft

Как
писали СМИ, очередной релиз во многом определит будущее всей корпорации после «провальной» Windows 8. В руководстве самой Microsoft «десятку» тоже то и дело называли «самым важным» и «самым радикальным» обновлением операционной системы за долгое время.

Все эти слова, однако, справедливы только от части. Квартальные отчёты ИТ-корпорации как минимум полтора-два года
фиксировали во многом противоположный тренд: значение Windows для компании в плане пополнения бюджета постоянно снижалось.

Ещё в 2010-2012 годах Windows среди технологических изданий было принято
называть «тем, благодаря чему Microsoft зарабатывает на хлеб с маслом». С переходом всё большего числа пользователей на мобильные устройства и увеличением важности облачных технологий, эта эпоха стала уходить в прошлое.

По словам управляющего директора инвестиционного банка UBS Брента Тилла (Brent Thill), Windows
остаётся многомиллиардным бизнесом, однако теперь продажи лицензий на использование ОС составляют около 15% всей выручки Microsoft.

Аналитик Gartner Стивен Клейнханс (Stephen Kleynhans) в комментарии для The Globe & Mail
подчеркнул: было бы преувеличением сказать, что Windows больше не важна для корпорации Сатьи Наделлы, однако степень важности операционной системы сейчас, пожалуй, на минимальном за последние пять лет уровне.

С 2008 года появилось огромное количество новых устройств. К тому же рынок персональных компьютеров стал сокращаться. […] Сегодня уже никто никто не покупает ПК ради новой операционной системы. Не думаю, что в Microsoft хотят вернуть всех, кто ушёл [на другие платформы]. Но в какой-то мере сделать Windows более актуальной платформой в компании, безусловно, собираются.

Стивен Клейнханс, аналитик Gartner

Изменившееся положение вещей на рынке подтолкнуло Microsoft к необходимости не только переработать саму ОС, но и перейти на новую модель её развития и распространения. Так появилась концепция «Windows как сервиса».

Стратегия «Windows как сервис»

В мае 2015 года финансовый директор ИТ-гиганта Эми Худ (Amy Hood) заявила, что сутью «десятки» является не сама платформа как таковая, а встроенные в неё сервисы.

Концепция «Windows как сервис» сводится к тому, что операционная система Microsoft должна выполнять простую функцию — служить единой площадкой, на которой пользователи любых устройств смогут получать доступ к десяткам других продуктов.

Именно поэтому, говорила Худ, Windows 10 должна распространяться бесплатно и получать постоянные обновления. Только так компания сможет не только сохранить значимость ОС для рынка, но и открыть для себя новые возможности её монетизации, подчеркнула топ-менеджер.

Когда мы говорим о том, почему обновление до Windows 10 должно быть бесплатным, мы должны задаться вопросом — почему? Когда вы смотрите на Windows 10, то видите встроенные поисковые функции, встроенные функции для геймеров, единый магазин приложений. […] Всё это для того, чтобы компенсировать снижение доходов от продаж лицензий на ОС.

Эми Худ, финансовый директор Microsoft

Как подчеркнула Эми Худ, когда приоритетными становятся встроенные сервисы, а не сама ОС, особо важную роль начинает играть объём, который занимает Windows. В случае с операционной системой увеличить этот показатель можно, сделав её бесплатной для подавляющего большинства пользователей.

Примерно о том же на своей встрече с инвесторами с Уолл-стрит в апреле 2014 года говорил гендиректор Microsoft Сатья Наделла: новая версия Windows должна стать первой ОС, несущей потребителям «ценность длиною в жизнь». Иными словами, установив её один раз, пользователь сможет получить доступ к десятком платных сервисов и продуктов и приносить корпорации прибыль на протяжении многих лет без необходимости переходить на какую-то радикально новую платформу с выходом свежей версии.

Что поможет Windows 10 превратиться в экосистему

Ещё один важный для Windows 10 аспект — успех облачного сервиса Microsoft Azure и продолжающийся рост количества пользователей офисного пакета Office 365.

В 2013 году Azure впервые удалось перешагнуть отметку годовых продаж в $1 миллиард. В то же время Office 365 собрал почти 4,5 миллиона подписчиков, периодически показывая почти двухкратный рост доходов. К середине 2015 года количество подписчиков пакета уже превысило 15 миллионов человек.

Оба продукта приобретают всё большую значимость. Как отметили в руководстве корпорации весной 2015 года, наряду с Windows они позволяют формировать «новый уровень отношений компании с пользователями».

За формулировкой о «новом уровне» фактически скрывается всё та же стратегия по превращению Windows в сервис для развития других сервисов. Ключевые продукты (вроде Azure и Office) должны помочь сделать ОС Microsoft чем-то похожим на экосистему.

В одной из записей в блоге корпорации новый релиз именно так и описан — как «открывающий возможность для новой экосистемы». По крайней мере, без её построения поставленная Сатьей Наделлой цель — миллиард устройств на Windows 10 к середине 2018 года — выглядит трудно выполнимой.

About the author

Оцените статью