Руководитель рекламной биржи Sociate Антон Штульберг написал для AD колонку о том, как команда решила отказаться от SMS-рассылок уведомлений пользователям, и рассказал, какие замены SMS удалось найти и насколько эффективно они работают.
Наш сервис существует с 2012 года и помогает размещать рекламу в лучших сообществах соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Для наших пользователей очень важно оперативно получать информацию обо всех операциях внутри сервиса, именно поэтому с самого основания сервиса мы уделяли большое внимание уведомлениям.
У любого пользователя Sociate.ru всегда была возможность бесплатно подключить SMS-оповещения. Чтобы отсылать SMS пользователям в разных странах, пришлось подключить три сервиса —
TurboSMS (для жителей Украины), SMS24x7 (для пользователей из России), SMSfeedback (для других стран).
С ростом проекта затраты на оповещения продолжали расти — мы тратили на них около 80 тысяч рублей в месяц. Помимо затрат на оповещения, начали происходить задержки по отправке, появились ошибки доставки (около 7% сообщений терялось, а это пропущенные заявки и упущенная прибыль для пользователей), а после изменения курса валют SMS-провайдеры увеличили стоимость услуг.
Cитуация требовала срочного вмешательства, поэтому мы задумались над путями её разрешения и нашли выход. Даже три выхода.
1. Оповещения через диалоги «ВКонтакте»
Большая часть нашей аудитории — пользователи социальной сети «ВКонтакте», поэтому первым делом мы решили добавить возможность получать уведомления прямо в личные сообщения.
Как это работает
Не многие знают, что «ВКонтакте» позволяет отправлять пользователю личные сообщения через уникальный email в формате {user}-{random}@vkmessenger.com, таким образом он будет получать уведомления сразу в диалоги «ВКонтакте».
Как сделать так, чтобы не получить блокировку за спам? Для этого пользователь должен самостоятельно активировать эту опцию с помощью нескольких простых шагов. Выглядит это так:
Этот способ оповещения стал самым эффективным. За три месяца тестирования 42% пользователей стали получать уведомления через диалоги «ВКонтакте». Как мы и предполагали, этот способ приобрел наибольшую популярность.
2. Оповещения через Telegram
Мы обожаем Telegram. Уже больше года все рабочие диалоги ведем именно в нём. Мы решили дать и нашим пользователям возможность получать важные уведомления через любимый мессенджер.
Всё, что нам пришлось сделать — завести корпоративный номер и использовать открытые методы API Telegram. Здесь также было опасение, что нас могут заблокировать по подозрению в спаме. Но активировать опцию, как в случае с «Диалогами ВКонтакте», не получилось.
Чтобы проверить работу этого канала, мы открыли доступ к нему лишь для части активных пользователей, постепенно наращивая долю до 60%.
Часть пользователей выбирала этот тип уведомлений, даже не имея аккаунта в Telegram.
К сожалению, для нашей аудитории этот способ не сработал — на него пришлось всего 3% от всех оповещений сайта за три месяца тестирования. В ближайшее время мы собираемся закрыть эту возможность.
3. Оповещение через мобильное приложение
Месяц назад мы выпустили наше первое мобильное приложение — очень простой инструмент для владельцев площадок, доступный на Android и iPhone. Разработка заняла чуть больше трёх недель (плюс время на прохождение ревью в App Store) и обошлась в сумму около 90 тысяч рублей.
Функциональность первой версии приложения ограничена, но самой важной её частью стали push-уведомления. Согласно нашим данным, около 55% мобильной аудитории использует ОС Android, около 40% — iOS, доля WP незначительна. Выбрав две самые популярные платформы, мы охватили большую часть пользователей сервиса.
За первый месяц уже 12% оповещений доставляются через приложение. Цифра растёт с каждым днем, и мы делаем большую ставку именно на этот способ.
Подводя итог, хочу сказать, что SMS оказался дорогим способом оповещения пользователя с массой вытекающих проблем. С появлением новых способов коммуникации и развитием платформ мессенджеров доля SMS будет сокращаться всё стремительнее.
Благодаря нововведениям мы уже сберегли около 100 тысяч рублей, а планируем экономить от 400 тысяч рублей ежегодно. Мы не собираемся останавливаться и будем продолжать искать новые способы эффективного оповещения пользователей.
Чтобы написать колонку для AD, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
About the author